/

Томас Ахелис

Автор: Виктор Барашков

Томас Ахелис (Thomas Achelis, 1850-1909) – немецкий философ, антрополог, религиовед.

Вехи жизни и творчества

Томас Ахелис родился в 1850 году в Грёпелинге около Бремена. Изучал философию и филологию в университете Гёттингена, с 1874 года работал учителем, а затем директором в гимназии в Бремене. Автор широко известных в конце XIX – начале XX вв. учебников по социологии, этике, правоведению, этнографии, религиоведению. Ахелис был одним из инициаторов создания в 1898 г. и издателем «Архива по религиоведению» (Das Archiv für Religionswissenschaft). Умер Т. Ахелис в 1909 г. на Капри.

Согласно Т. Ахелису, задача сравнительной науки о религии заключается в следующем: «проверив тщательно, с должной критикой, весь имеющийся материал, мы должны затем изучить те общие черты и направления в различных религиях, которые, благодаря своему типическому своеобразию, встречаются повсюду на определенных ступенях развития. А это, в свою очередь, предполагает связное психологическое и теоретико-познавательное изучение соответствующих религиозных воззрений… Только путем такого органического исследования можно установить действительные (а не мнимые) законы религиозного развития, нисколько не противоречащие фактам» (Очерк сравнительного изучения религии, с. 4). Согласно ему, именно в понятии религиозного развития «содержится момент сравнения и ценностного различения» (с. 82). Ахелиса, таким образом, привлекают в религии не индивидуальные, а типические черты, повторяющиеся элементы. Он отмечает органический процесс развития: «всякое развитие содержит в себе зародыш позднейших форм, и только в таком органическом процессе и кроется залог естественного роста и постоянной исторической преемственности» (с. 54). Как и большинство религиоведов классического периода, Ахелис говорит о влиянии социальных условий на развитие религии: «Религия есть культурно-историческое и социально-психическое явление» (с. 102). Вместе с тем, Ахелис подчеркивает ее индивидуальный характер. Согласно ему, все внешние (исторические, социальные) влияния особым образом перерабатываются внутри религии, обеспечивая ее целостность.

Основные сочинения

На русском языке

  • Ахелис Т. Очерк сравнительного изучения религии. Перевод И. А. Давыдова. СПб., 1906.
  • Ахелис Т. Современное народоведение. Перевод Ф. Капелюша. СПб., 1900.
  • Ахелис Т. Происхождение права. Перевод Д. Марголина. Киев, 1906.
  • Ахелис Т. Социология. Под ред. Н. Самсонова. Перевод Л. Яшева. Рига, 1914.
  • Ахелис Т. Этика: история этики и критика ее систем, явления нравственности, принципы нравственности. Перевод и примечания И. А. Давыдова. М., 2001.
  • Ахелис Т. Задача и понятие науки о религии (отрывок из «Очерка сравнительного изучения религии»): http://religious-life.ru/2014/07/zadacha-i-ponyatie-nauki-o-religii/
  • Ахелис Т. Развитие и значение представлений о Боге (отрывок из «Очерка сравнительного изучения религии»): http://religious-life.ru/2014/11/razvitie-i-znachenie-predstavleniy-o-boge/

На немецком языке

  • Achelis Th. Adolf Bastian. Hamburg, 1891.
  • Achelis Th. Über Mythologie und Cultus von Hawaii. Braunschweig, 1895.
  • Achelis Th. Abriss der vergleichenden Religionswissenschaft. Leipzig, 1908.
  • Achelis Th. Die Religionen der Naturvölker im Umriss. Leipzig, 1909.