/

Рут Фултон Бенедикт

Автор: Виктор Барашков

Рут Фултон Бенедикт (Ruth Fulton Benedict, 1887-1948) – американский антрополог, ученица Франца Боаса, представитель школы психологической антропологии.

Вехи жизни и творчества

Рут Бенедикт родилась в 1887 году. Впервые заинтересовалась антропологией в 1919-1921 годах, когда училась в Новой школе социальных исследований, где слушала лекции Александра Гольденвейзера и Элси Клю Парсонс. В 1921-1923 годах училась в Колумбийском университете под руководством Франца Боаса. Рут Бенедикт получила докторскую степень в 1923 году за работу в области антропологии религии – «Представление о духах-оберегах в Северной Америке». Проводила полевые исследования среди племен серрано, зуньи, пима и некоторых других. В 1934 году она выпустила книгу, которая сделала ее известной – это «Модели культуры». Бенедикт была ассистентом Боаса в Барнарде в 1922-1923 году. В дальнейшем преподавала в Колумбийском университете. В 1940-х годах написала ряд работ, посвященных кросскультурным исследованиям, самая известная среди них - о японской культуре («Хризантема и меч»), переведенная, в том числе, и на русский язык. Рут Бенедикт не стало в 1948 году.

Одной из тем, которые интересовали ее всю научную карьеру, была тема первобытной религии. Одно из самых ранних ее исследований посвящено видениям во время поста у индейцев равнин. Анализ таких видений очень важен для понимания общих черт религиозности индейцев. В своей докторской диссертации она развила эту тему дальше, разобрав представления о «духах-оберегах». В наиболее систематичном виде ее взгляд на религию изложен в главе из коллективной монографии «Общая антропология», изданной в 1938 году под редакцией Ф. Боаса. Как отмечает М. Мид, на самом деле эта глава была написана еще в 1928 году (Mead M. Ruth Fulton Benedict 1887-1948 / American Anthropologist. 1949. Vol. 51. P. 461).

В работе «Видение в культуре (индейцев) равнин» Бенедикт отмечает, что вообще эта религиозная практика распространена практически по всему континенту, однако у индейцев равнин она имеет свои особенности. Главный пример этого тот, что поиск видений здесь происходит в зрелом, а не в подростковом возрасте. Еще можно отметить такие модели, как распространенность нанесения себе боли, отсутствия деления на мирян и шаманов, получения духа-оберега. Цель статьи, однако, состоит не в демонстрации общих черт, а в доказательстве многообразия подобных практик у отдельных племен. Вывод, к которому приходит Рут Бенедикт: все это делает «религию» индейцев равнин «разнородностью, которая не приемлет классификации. Анимизм, магия, мана-изм, мистицизм – все известные классификации религии – теснятся друг к другу в этом одном районе; и после того, как все эти рубрики сведены в таблицы, настоящее многообразие все еще остается снаружи. По этой причине тематическим исследованиям религии должно не хватать богатого разнообразия реальности, и они предполагают ложную простоту» (The Vision in Plains Culture. P. 21). Вывод этот вполне согласуется с общей установкой школы Боаса, во-первых, на тщательное исследование каждой отдельной культуры и, во-вторых, на подчеркивание «индивидуальных различий» (термин Лоуи) и «неопределенного многообразия» (термин Бенедикт) религиозных верований.В своих более поздних, классических трудах, Р. Бенедикт во многом отходит от этих принципов, стремясь найти «модели культуры» (patterns of culture), считая культуру некой целостностью, объединяющей единым принципом все ее автохтонные или заимствованные черты.

В главе «Религия» («Общая антропология») Бенедикт в целом подходит к этому феномену с той же позиции, что и Ф. Боас (как мы уже знаем, основное содержание этой главы было написано в 1928 году еще до того, как сложилась ее оригинальная концепция), считая возможным, однако, применять здесь термин «сверхъестественное»: «я использую этот термин без ссылки на этимологический подтекст, обозначая им «чудесную» причинность, экстра-измерение, которое в религии везде приписывалось лежащему вне миру» (Religion. P. 631). Она же отмечает основную трудность, которая встает перед исследователем религии: «мы не можем увидеть основу религии в животной жизни, и отнюдь не является очевидным, на каких специфически человеческих способностях она строится. Все работы по религии отражают хаотичное расхождение ее исследователей по этому вопросу» (Religion. P. 627). «К счастью, - отмечает далее Бенедикт, - как только мы обратимся от теоретических обсуждений религии к конкретным данным со всех уголков мира, там царит удивительное единодушие», какие явления относить к религиозным, а какие нет (Religion. P. 628). Далее Бенедикт подробно разбирает понятие сверхъестественного у разных народов, дает критический разбор теорий мана, анимизма. Что касается «религиозных техник», то здесь имеются в виду магия как механическая процедура, принуждение сверхъестественного согласно традиционным практическим способам («поведение по отношению к вещам») и личные отношения со сверхъестественным («поведение по отношению к личностям»). Бенедикт говорит о многообразии первобытных религий, здесь не может быть сделано никаких обобщений. Тем не менее, есть постоянно встречающиеся элементы, такие как церемониализм, использование пограничных психологических состояний, развитие догмы и этическая санкция. В то же время, согласно Бенедикт, все эти элементы не являются специфическими религиозными, их также можно найти и в обычных (секулярных) коннотациях.

Бенедикт была одной из первых в американской антропологии, кто обратился при решении антропологических вопросов к психологии, в частности, к психологии бессознательного. Поэтому ее справедливо считают одним из основоположников направления психологической антропологии. Некоторые исследователи критикуют теории Р. Бенедикт за их излишнюю абстрактность, теоретичность, «надуманность». Не все принимают ее метод дистанционного анализа культуры. Однако, несмотря ни на что, те работы, которые Бенедикт посвятила анализу религии, основаны на ее собственных полевых исследованиях и внесли большой вклад в анализ религии североамериканских индейцев, а ее обобщающая статья о первобытной религии является одним из лучших примеров подхода учеников Ф. Боаса к изучению этого явления.

Основные сочинения

На русском языке

  • Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Перевод Е. М. Лазаревой / Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. М.: Университетская книга, 1997. Т. 1. С. 271-284. (Другое издание этого же перевода см.: Культурология: Дайджест. 2005. № 1 (32). С. 93-107).
  • Бенедикт Р. Модели культуры / Перевод С. В. Карпушиной, Е. М. Лазаревой / Культурология: Дайджест. 2005. № 1 (32). С. 108-134.
  • Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Пер. с англ. М. Н. Корнилова, Е. М. Лазаревой и В. Г. Николаева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
  • Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры / Пер. с англ. Н.М. Селиверстова под ред. А.В. Говорунова. 2-е изд., стер. СПб.: Наука, 2007.

На английском языке

  • Benedict R. The Vision in Plains Culture / American Anthropologist. 1922. Vol. 24. P. 1-23.
  • Benedict R. The Concept of the Guardian Spirit in North America. New York: Columbia University / Memoirs of the American Anthropological Association. 1923. No. 29. P. 1-97.
  • Benedict R. Psychological Types in the Cultures of the Southwest / Proceedings. Twenty-third International Congress of Americanists. 1928. P. 572-581.
  • Benedict R. Tales of the Cochiti Indians. Washington: U.S. Government Printing Office, 1931.
  • Benedict R. Configurations of Culture in North America / American Anthropologist. 1932. Vol. 34. P. 1-27.
  • Benedict R. Patterns of Culture. Boston-New York: Houghton Mifflin Company, 1934.
  • Benedict R. Zuni Mythology. 2 vols. Vol. 1: 342 p; Vol. 2: 345 p. New York: Columbia University Press, 1935.
  • Benedict R. Religion / General Anthropology. Edited by Franz Boas. Boston and New York: D. C. Heath and Company, 1938. P. 627-665.
  • Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese Culture. Boston: Houghton, Mifflin Company, 1946.
  • Benedict R. An Anthropologist at Work: Writings of Ruth Benedict. Edited by Margaret Mead. Boston: Houghton Mifflin Сompany, 1959.