/

Эрнст Густав Георг Воббермин

Автор: Давид Дамте

Эрнст Густав Георг Воббермин (Ernst Gustav Georg Wobbermin, 1869 - 1943) – немецкий теолог, философ и психолог религии.

Вехи жизни и творчества

На Воббермина как теолога и философа религии оказали влияние идеи Эрнста Трельча и Юлиуса Кафтана о необходимости философского обоснования теологии, которое бы служило задаче раскрыть сущность религии в общем и раскрытию специфически религиозного [5: 9, 55], для чего необходим специальный метод. Этот метод, подчеркивает Воббермин, может дать только психология религии (анализ религиозного опыта) в единстве с критической теоретико-познавательной установкой [4: 352]. К признанию роли психологии религии в христианской теологии Воббермина подтолкнули идеи Трельча и, с другой стороны, Уильяма Джеймса, одну из важнейших работ которого - «Многообразие религиозного опыта» - он перевел на немецкий язык. Разработки, предпринятые Джеймсом, Воббермин, по его собственному признанию стремился адаптировать для нужд немецкой теологии и тогда еще только набиравшей силу психологии религии [2: 68].

Главным сочинением Воббермина является трехтомная «Систематическая теология», в которой для религиоведа особенно важны первые два тома, где, оперируя значительным историческим и фактологическим материалом, Воббермин пытается определить сущность религии и формы религиозного сознания. Метод, который при этом разрабатывает Воббермин, исходит из того, что познание чужого религиозного опыта - важнейшее понятие для Воббермина - возможно только по аналогии с собственным опытом. После анализа специфически религиозного в его общих чертах можно достичь более основательного понимания собственного опыта. Этот интерпретативный метод исследования религиозного сознания вошел в историю гуманитарных исследований как «религиозно-психологический круг» Воббермина (religionspsychologischer Zirkel) [См, например: 4: 408f; 7: 14-15].

Религию можно рассматривать с двух сторон (точек зрения) – объективной и субъективной. В первом случае – это сфера абсолютных и безусловных ценностей, которые дают начало всему остальному, служат первоисточником всякой иной реальности. Но эти ценности переживаются человеком совершенно специфическим образом и в этом смысле религия включает элемент отношения, который раскрывается в сознании человека. Момент отношения и переживания, таким образом, составляют переход к субъективной стороне религии. Отношение, о котором говорит Воббермин и которое переживает человек в религии, есть отношение зависимости (здесь сказывается близость Шлейермахеру). Однако, субъективная сторона религии не сводится к чувству зависимости. Воббермин дополняет его двумя важными компонентами: он говорит о чувстве защищенности (или безопасности) и чувство тоски (или томления) [5: 221]. В первом случае он употребляет немецкое слово «Geborgenheit» с присущими ему оттенками тепла и мира, которые мать дает своему ребенку, а во втором – широко распространенное у немецких романтиков и богатое на смысловые аллюзии слово «Sehnsucht», которое наряду со своим непосредственным значением может также рассматриваться в смысле стремления к чему-то возвышенному, но позднее утраченному. Эти два эмоциональных полюса – тоска и защищенность – являются продолжением и развитием чувства зависимости [5: 254].

Как это часто бывает, несмотря на свою широкую известность на Западе, Воббермин в России практически неизвестен. О нем часто говорят в контексте развития немецкой теологии в XX веке, но ни одна из его работ до сих пор не была переведена русский язык. Нет и анализа его концепции. Для истории психологии религии крайне интересно было бы более подробно раскрыть соотношение субъективной и объективной сторон религии у Воббермина, проследить в его работах (главным образом, в «Систематической теологии») развитие понятий «религиозное чувство» и «религиозный опыт», раскрыть источники его мысли и его собственное влияние на последующее развитие религиоведческих исследований и теологических исканий. Также довольно интересными представляются проблемы понимания терминологии, которую использует в своих трудах Воббермин.

Основные сочинения

На немецком языке

1. Wobbermin G. Geschichte und Historie in der Religionswissenschaft. Tübingen: Mohr, 1911.

2. Wobbermin G. Zum Streit um die Religionspsychologie. Berlin-Schöneberg: Protestantische Schriftenvertrieb, 1913.

3. Wobbermin G. Schleiermacher und Ritschl in ihrer Bedeutung für die heutige theologische Lage und Aufgabe. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1913.

4. Wobbermin G. Systematische Theologie nach religionspsychologischer Methode. Bd. 1: Die religionspsychologische Methode in Religionswissenschaft und Theologie. Leipzig: Hinrichs, 1913.

5. Wobbermin G. Systematische Theologie nach religionspsychologischer Methode. Bd. 2: Das Wesen der Religion. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1921.

6. Wobbermin G. Systematische Theologie nach religionspsychologischer Methode. Bd. 3: Wesen und Wahrheit des Christentums. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1925.

7. Wobbermin G. Religionsphilosophie. Berlin: Pan Verlag, 1924.

8. Wobbermin G. Richtlinien evangelischer Theologie zur Überwindung der gegenwärtigen Krisis. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1929.