/

Мартин Гузинде

Автор: Виктор Барашков

Мартин Гузинде (Martin Gusinde, 1886-1969) – немецкий священник и этнолог, исследователь коренных жителей Огненной Земли (Южная Америка).

Вехи жизни и творчества

М. Гузинде родился в 1886 году в Бреслау (Польша). В 1900 г. вступил в миссионерский орден Общества божественного слова – Societas Verbi Divini (S.V.D.), членом которого был и его учитель В. Шмидт. В 1905-1911 гг. получал образование в высшей школе Сан-Габриэль, в Мёдлинге, рядом с Веной (под руководством В. Шмидта). После посвящения в 1911 году в сан священника, отправился в Чили для миссионерской деятельности. В Чили он работал учителем, а также сотрудником этнографического музея Сантьяго-де-Чили под руководством Макса Уле. С 1918 по 1924 годы он предпринял четыре исследовательские экспедиции к индейцам Тьерра-дель-Фуэго (о. Огненная Земля на южной оконечности Южной Америки), которые и сделали его известным среди этнологов. Он изучал племена ямана, зелкнам и халаквулуп, в общей сложности проведя среди них 22 месяца. Он не только наблюдал за тайными для непосвященных обрядами этих индейцев, но и сам был допущен пройти обряд инициации, что позволило ему впоследствии достоверно описывать их обряды, мифы, образы богов, знахарские умения и торжества по поводу инициаций и тайных церемоний мужских союзов. В 1926 году получил докторскую степень по антропологии в Венском университете. Вместе с Фридериком Хестерманом издал в 1933 году ямана-английский словарь, использующийся по настоящее время. В середине 1930-х годов исследовал пигмеев в Конго. Последние годы жизни преподавал в миссии Сан-Габриеля в Мёдлинге (Вена). Там же он умер в 1969 году. В его честь в Пуэрто-Вильямс (Чили) был основан Антропологический музей Мартина Гузинде, который показывает его работу по исследованию огнеземельцев.

Гузинде пользовался большим авторитетом как полевой исследователь. Основной труд его жизни – это написание трехтомного исследования жизни индейцев Огненной Земли (рукопись четвертого тома погибла во время второй мировой войны, и М. Гузинде смог восстановить ее только в последние годы жизни). Этот труд имеет огромное значение, так как представляет собой тщательное (каждый том – больше тысячи страниц), исследование жизни огнеземельцев, племена которых вследствие захвата их земель европейцами вскоре вымерли. Наряду с этими книгами, фотографии огнеземельцев и фонографические записи их песен, сделанные Гузинде – единственное, что от них осталось.

Труды М. Гузинде с точки зрения религиоведения в русскоязычной литературе практически не изучались, хотя его полевые исследования внесли значительный вклад в обоснование теории «первобытного монотеизма» (по мнению самого В. Шмидта, отправившего во вторую экспедицию вместе с М. Гузинде своего ближайшего соратника Вильгельма Копперса). Как отмечают современные исследователи, стремясь подвести факты под теорию Шмидта, Гузинде рассматривал огнеземельцев как представителей пракультуры, как доисторических детей природы, верующих в высшего бога. С другой стороны, тенденции идеализации их культуры строились на том основании, что «Гузинде рассматривал как свою особую задачу – пересмотреть негативные суждения более ранних авторов – и среди них Чарльза Дарвина – об огнеземельцах» (Gareis Iris. P. Martin Gusinde, S.V.D / Hauptwerke der Ethnologie. Stuttgart: Kröner, 2001. S. 152-153). Несмотря на эти тенденции, в целом его исследования представляют собой непредубежденный взгляд на индейцев Огненной Земли, а «в сочетании неслыханного богатства собственных наблюдений с критической оценкой остальных источников эта трилогия Гузинде бесспорно является образцовым трудом по огнеземельцам» (Ibid. S. 156).

Основные сочинения

На немецком языке:

  • Gusinde M. Die Feuerland-Indianer. 3 Bände. Mödling, 1931-1939. (4 том вышел посмертно в 1974 году).
  • Bd. 1. Selk'nam. 1931.
  • Bd. 2. Yamana. 1937.
  • Bd. 3. Die physische Anthropologie aller der drei Feuerland-Gruppen. 1939.
  • Bd. 4. Halakwulup. 1974.
  • Gusinde M. Der Medizinmann bei den südamerikanischen Indianern / Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft. Bd. 62. Wien, 1932.
  • Gusinde M. Die Twa-Pygmäen in Ruanda, 1934.
  • Gusinde M. Das Wirtschaftsleben bei Ituri-Pigmäen / Koloniale Rundschau. 1941. Jg. 32. Heft 1. Leipzig.
  • Gusinde M. Die Kongo-Pygmäen in Geschichte und Gegenwart / Nova Leopoldina. N.F. 1942. Bd. 11. Nr. 76. Halle (Saale).