/

Луис Генри Джордан

Автор: Виктор Барашков

Луис Генри Джордан (Louis Henry Jordan, 1855-1923) – канадский исследователь религии, сторонник сравнительного религиоведения, один из первых историков религиоведения.

Вехи жизни и творчества

Л. Г. Джордан известен, прежде всего, как один из сторонников сравнительного религиоведения. В первой четверти XX века были широко известны его монографии, обзоры, сборники рецензий на эту тему. Одновременно он был одним из первых историков религиоведения, и в своих работах дал четкий и в большинстве случаев объективный анализ религиоведческих исследований, вышедших в этот период.

Джордан в 1915 г. отмечал, что сравнительное религиоведение еще находится в стадии становления, несмотря на многие значительные достижения. Эта наука, как отмечает Джордан, посредством сравнений «старается определить с точностью (1) связь различных религий человечества друг с другом, и (2) связь концепций, принятых в отдельной религии в различные периоды ее истории» (Comparative Religion. Its Adjuncts and Allies, p. 517). Важным принципом этой науки Джордан считает то, что она не имеет дела с религиозными ценностями. Компаративист «просто касается выяснения и сравнения идей, которые различные расы имели о своих богах и культе, и обнаружения непрерывности религиозной идеи… он довольствуется частичным знанием, имея совсем небольшую надежду, либо вовсе ее не имея, когда-либо достигнуть окончательной истины; все учение, которое он передает, является, по общему признанию, относительным и условным» (Ibid, p. 513). Таким образом, религиовед, в отличие от апологета, должен воздерживаться от ценностных суждений. По мнению Джордана, сравнительное религиоведение не следует путать с историей религий (именно историей религий, во множественном числе). Историк «ограничивает себя изучением отдельной веры, которую он прослеживает (если он может) до ее истоков… ; компаративист, напротив, обязан изучать все веры и оценивать их в свете их поддающихся проверке связей друг с другом. История религий касается фактов, расположенных (если возможно) в правильном порядке; сравнительное религиоведение находится в поиске таких законов (открываемых за деятельностью всех религий), которые имеют тенденцию неизменно приводить к определенным результатам при определенных данных условиях» (Ibid, p. 511). Джордан отстаивал строго определенное место сравнительного религиоведения в кругу других религиоведческих дисциплин. Предметная область этого раздела уже тогда была очень широкой, что вело к растворению ее в других дисциплинах.

В честь Л. Г. Джордана в 1951 году в школе Восточных и африканских исследований (School of Oriental and African Studies – SOAS) Лондонского университета были учреждены Джорданские лекции по сравнительному религиоведению (Jordan Lectures in Comparative Religion). Среди ученых, кто выступал с этими лекциями, были Гео Виденгрен (1971), Рафаэль Иегуда Цви Вербловски (1974), Александр Пятигорский (1992), Жак Ваарденбург (1997).

Основные сочинения

На английском языке:

  • Jordan L.H. Comparative Religion. Its Genesis and Growth. Edinburgh, 1905.
  • Jordan L.H. Comparative Religion. Its Adjuncts and Allies. London, 1915.
  • Jordan L.H. Comparative Religion. A Survey of its Recent Literature. Vol.1: 1900-1909. London, 1920.
  • Jordan L.H., Labanca B. The Study of Religion in the Italian Universities. London, 1909.