/

Дэвид Снэллгроув (David Snellgrove)

Автор: Екатерина Середа

Дэвид Ллевелин Снэллгроув (David Llewellyn Snellgrove, родился 1920) - британский тибетолог, известный своей новаторской работой в области буддизма в Тибете, а также многочисленными путешествиями.

Вехи жизни и творчества

Снэллгроув родился в Портсмуте, графство Гемпшир, и получил образование в больнице Христа в Западном Суссексе. Он продолжал изучать немецкий и французский в Университете Саутгемптона. В 1941 году он был призван на военную службу в составе корпуса Королевских инженеров. Далее служил в качестве пехотного офицера. После этого он посещал различные курсы разведки и продолжил обучение в военном ведомстве в Лондоне, откуда он перевелся в Индию. Снэллгроув прибыл в Бомбей в июне 1943 года, и путешествовал по пересеченной местности в Калькутту. Через несколько месяцев после начала его назначения он заболел малярией и был отправлен в военный госпиталь в Лебонге, к северу от Дарджилинга. Там он впервые столкнулся с призванием всей своей будущей жизни путем приобретения нескольких книг о Тибете Чарльза Белла, а также чтения тибетской грамматики. Снэллгроув вернулся в Дарджилинг, откуда он иногда ездил в отпуск в Калимпонг. Во время одного из этих посещений он взял в услужение молодого тибетца, чтобы практиковаться в тибетском языке. Он также побывал в Сиккиме, и повстречался с сэром Бэзилом Гулдом, который был тогда британским представителем в Тибете. Вдохновленный работать в Тибете, после того, как он покинул армию в 1946 году, Снэллгроув сдал вступительные экзамены для индийской гражданской службы. Это был первый раз, когда экзамены были проведены с начала войны, и проводились они в последний раз. Хотя он сдал экзамены, на службу в Индии он не поступил. Он решил найти университет, где он мог продолжить свое обучение тибетскому. Однако, ни один университет не предлагал тогда нужные курсы. Сэр Гарольд Бейли был убежден, что хорошее знание санскрита и пали бы полезно Снэллгроуву, и он поступил в колледж Квинс, в Кембридже, в октябре 1946 года. Там он принял католицизм, в частности под влиянием своего друга Беда Гриффитса. В 1950 году, после того, окончания учебы в Кембридже, Снэллгроув был приглашен преподавать курс в тибетского в Школе восточных и африканских исследований Лондонского университета. Он был профессором тибетского на СОАС до своей отставки в 1982 году. После ухода на пенсию исследования Снэллгроув были сосредоточены более на истории искусства Юго-Восточной Азии.

Основные труды

  • Buddhist Morality. IN: Springs of Morality 239-257.(1956)
  • Buddhist Himālaya : travels and studies in quest of the origins and nature of Tibetan religion. Oxford: B. Cassirer.(1957)
  • Note on the Adhyāsayasamcodana Sûtra. Bulletin of the School of Oriental and African Studies 21: 620-623.(1958)
  • The Notion of Divine Kingship in Tantric Buddhism. The Sacral Kingship (E.J. Brill, Leiden).(1959)
  • Cultural and Educational Traditions in Tibet. Science and Freedom 14: 26-33.(1960)
  • Shrines and Temples of Nepal. Arts Asiatiques 8 fasc. 1, pp. 3–10; fasc. 2, pp. 93–120.(1961)
  • Himalayan Pilgrimage : a study of Tibetan religion by a traveller through Western Nepal. Oxford: Bruno Cassirer.(1961)
  • For a Sociology of Tibetan Speaking Regions. Central Asiatic Journal 11: 199-219.(1966)
  • Four Lamas of Dolpo. Oxford: Bruno Cassirer.(1967)
  • The Nine Ways of Bon: excerpts from gZi-brjid. London: Oxford University Press.(1967)
  • Cosmological Patterns in Buddhist Tradition. Studia Missionalia 87-110.(1969)
  • Sanctified Man in Mahāyāna Buddhism. Studia Missionalia (Rome) 55-85.(1970)
  • Buddhism in Tibet. Shambhala (Occasional Papers of the Inst. of Tibetan Studies) no 1, 31-44.(1971)
  • Indo-Tibetan Liturgy and its Relationship to Iconography. Mahāyāna Art after 900 A.D. 36-46.(1971)
  • The End of a Unique Civilisation. Shambhala (Occasional Papers of the Institute of Tibetan Studies) no 1, 3-6.(1971)
  • Traditional and Doctrinal Interpretation of Buddhahood. Bulletin of the Secretariat for Non-christian Religions (1970) 3-24.
  • Two Recent Studies in Buddhism. Heythrop J. 13 no. 3, 307-315.(1972)
  • Buddhist Monasticism. Shambhala (Occasional Papers of the Institute of Tibetan Studies) no 2, 13-25.(1973)
  • «Śākyamuni's Final 'nirvāṇa.'» Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, 36: 399-411.(1973)
  • In Search of the Historical Sākyamuni. South Asian Review 7: 151-157.(1974)
  • & Tadeusz Skorupski , The Cultural Heritage of Ladakh, Warminster: Aris & Phillips.(1977)
  • A Description of Muktinath, the Place of Promenade, Ku-tsab-ter-nga, Mount Mu-li, the Guru's Hidden Cave and the Sna-ri Lord (text translation). Kailash 7: 106-128.(1979)
  • The Hevajra Tantra: A Critical Study, Oxford University Press (London).(1980)
  • The Nine Ways of Bon: Excerpts from Gzi-brjid Edited and Translated, Prajñā Press (Boulder).(1980)
  • Buddhism in North India and the Western Himalayas: Seventh to Thirteenth Centuries. IN: D. Klimburg-Salter, ed., The Silk Route and the Diamond Path UCLA Art Council, 64-80.(1982)
  • «Categories of Buddhist Tantras.» G. Gnoli & L. Lanciotti, Orientalia Iosephi Tucci Memoriae Dicata, Istituto Italiano per il Medio ed Estremo Oriente. vol. 3 pp. 1353–1384.(1988)
  • Indo-Tibetan Buddhism: Indian Buddhists & Their Tibetan Successors, Shambhala Press (Boston 1987), 2 volumes (pagination continuous).
  • Multiple Features of the Buddhist Heritage. T. Skorupski, ed, The Buddhist Heritage (1989) 7-18.
  • Places of Pilgrimage in Thag (Thak Khola). Kailash 7 (1979) no. 2, pp. 70 ff. (75-170?). Dkar-chag.
  • Himalayan Pilgrimage, Prajñā Press (Boulder).(1981)
  • Review of Meyer, Gso-ba Rig-pa. Bulletin of the School of Oriental and African Studies 46 pt. 1 (1983) 172-174.
  • Indo-Tibetan Buddhism: Indian Buddhists and their Tibetan successors. London: Serindia.(1987)
  • Borobudur: Stûpa or Mandala? East and West 46 no 3-4: 477-484.(1996)
  • The Relationship of Buddhism to the Royal Brahmanical Cult in the Khmer Empire. IN: R. Torella, ed., Le parole e i marmi (Rome).(2001)
  • Asian Commitment : Travels and Studies in the Indian Sub-Continent and South-East Asia. Bangkok: Orchid Press.(2000)
  • Khmer Civilization and Angkor. Bangkok: Orchid Press.(2001)
  • Angkor, Before and After : a Cultural History of the Khmers. Bangkok: Orchid Press.(2004)
  • Religion as History, Religion as Myth. Bangkok: Orchid Press.(2006)
  • How Samten Came to Europe. Revue d'Etudes Tibétaines 14: 1-6.(2008)