/

Адольф Эллегард Ензен

Автор: Виктор Барашков

Адольф Эллегард Ензен (Adolf Ellegard Jensen, 1899-1965) – немецкий этнограф и антрополог религии, ученик Лео Фробениуса.

Вехи жизни и творчества

Адольф Ензен родился в Киле (Германия) в 1899 году. Изучал естественные науки, а также философию в Бонне и Киле. В 1923 году вступает в исследовательский институт культурной морфологии в Мюнхене, основанный Лео Фробениусом. С 1938 года – руководитель института (который располагался уже во Франкфурте-на-Майне), с 1945 года – директор городского музея этнографии во Франкфурте, с 1946 г. – заведующий кафедрой культурологии и народоведения Франкфуртского университета. А. Ензен, как и Л. Фробениус, проводил собственные полевые исследования в Южной Африке (1928-1930), Ливии (1932), Эфиопии (1934-1935, 1950-1951, 1954-1955) и на Молуккском острове Серам (1937). Умер в 1965 г. в Маммольсхайме.

Адольф Ензен был одним из влиятельнейших антропологов религии середины XX века. Автор таких работ, как «Религиозная картина мира одной ранней культуры» (1948) и «Миф и культ у естественных народов. Религиоведческие размышления» (1951). Последняя из названных работ в наиболее полном виде выразила его собственный подход к антропологии религии и вызвала серьезные дискуссии после ее перевода в 1954 г. на французский, а в 1963 г. на английский языки. Итоги дискуссии были опубликованы в 1965 году во 2-ом номере журнала «Current Anthropology» (Current Anthropology. 1965. Vol.6 (2). P. 199-215).

В «Авторском кратком изложении», описывая цель своей книги, Ензен отмечал, что он исходит из предположения, что человек в ходе своей длинной истории в основном остался неизменным. А. Ензен рассматривает мифы и культы как «результат творческих действий, процесса, который независим от «целей», в силу чего логическое мышление в терминах причины и следствия ни в коем случае не является решающим фактором» (Current Anthropology. 1965. Vol.6 (2). P. 199). Зато здесь играют важную роль две другие особые возможности человеческого существования: «Первая – сильное желание понять мир, постичь его происхождение, его порядок и роль человека в нем, вторая – желание (которое часто не принимается во внимание) активно приспособиться к постигнутому порядку мира, наглядно демонстрировать и представлять его» (Ibid). Ензен говорит о первоначальном значении мифа, обряда, которое исследователь должен раскрыть за оболочкой традиций современных первобытных народов, где большую роль играет магия (достижение «цели»), обычаи же теряют свой смысл.

Основные сочинения

На немецком языке:

  • Jensen A. E. Beschneidung und Reifezeremonien bei Naturvölkern. Stuttgart: Strecker & Schröder, 1933.
  • Jensen A. E. Im Lande des Gada. Wanderungen zwischen Volkstrümmern Südabessiniens. Stuttgart: Strecker & Schröder, 1936.
  • Jensen A. E. Hainuwele. Volkserzählungen von der Molukken-Insel Ceram. Frankfurt: Klostermann, 1939.
  • Jensen A. E. Die drei Ströme. Züge aus dem geistigen und religiösen Leben der Wemale, einem Primitiv-Volk in den Molukken. Leipzig: Harrassowitz, 1948.
  • Jensen A. E. Das religiöse Weltbild einer frühen Kultur. Stuttgart: Schröder, 1948. Überarbeitete Neuauflage: Die getötete Gottheit. Weltbild einer frühen Kultur. Stuttgart: Kohlhammer, 1966.
  • Jensen A. E. Mythos und Kult bei Naturvölkern. Religionswissenschaftliche Betrachtungen. Wiesbaden: Steiner, 1951.