/

Роберт Грин Ингерсолл

Автор: Валерия Слепцова

Роберт Грин Ингерсолл (Robert Green Ingersoll, 1833-1899) - известный американский свободомыслящий середины-конца XIX в.

Вехи жизни и творчества

Р.Г. Ингерсолл родился 11 августа 1833 г. в городке Дрезден (штат Нью-Йорк), в семье пресвитерианского священника. Постоянные переезды семьи с места на место способствовали самообразованию Роберта, а постоянные споры по религиозным вопросам с отцом и братом укрепили его скептицизм и агностицизм в отношении религии. В 1852 г. Ингерсолл становится преподавателем в школе, но вскоре его увольняют за просветительскую деятельность и непочтительные высказывания о баптизме. Через шесть лет он становится адвокатом и весьма преуспевает на этом поприще. Ораторские способности, успешно применяемые им в суде, снискали ему славу выдающегося оратора своего времени, когда (с 1860 г.) он начал выступать с антирелигиозными лекциями. Высоко оценивая дарвинизм, пропагандируя труды Пейна и Дж. Дрэпера, Ингерсолл посвящает свои лекции пропаганде научных знаний и критике религии и церкви.

Философские взгляды Ингерсолла можно охарактеризовать как натурализм (воззрение, согласно которому, все явления имеют материальную основу) и агностицизм. Свой агностицизм Ингерсолл объяснял тем, что «человек, который знает пределы человеческого ума… отказывается от надежды выяснить первую или последнюю причины, понять сверхъестественное или познать существование безграничной личности» (Lectures and Essays, P. 102. Цит. по: Гольдберг Н.М. «Свободомыслие и атеизм в США (XVIII-XIX в)»).

Рассматривая происхождение религий, Ингерсолл выводит их из желания человека жить вечно, из невежества и страха. Боги творятся людьми и повторяют особенности своих создателей (The Works, Vol.1, P. 7). Рассматривая разнообразие сотворенных человеком богов, Ингерсолл подчеркивает, что христианский Бог — лишь одно из таких творений: «У некоторых [богов — В.С.] тысячи рук, у других — сотня голов.., некоторые превращаются в людей, некоторые — в лебедей, некоторые — в быков, некоторые — в голубей, некоторые — в Святой Дух, и предаются любви с прекрасными дочерьми человеческими» (Ibid., P. 8). Ингерсолл связывает экономическое состояние народов с «качеством» их богов: «величайшие и наиболее могущественные [нации] имеют самых могущественных богов, тогда как более слабые довольствуются отбросами небес» (Ibid., P. 11). Библия, по мнению Ингерсолла, это книга, «наполненная эпизодами равно ужасными, несправедливыми и жестокими» (Ibid., P. 14). Она должна занять свое место среди «шастр, пуран, вед, эдд, саг и коранов» (Ibid., P. 56). Религиозная вера — это «неудачная смесь безумия и невежества» (Ibid., P. 16). Самой ранней формой религии является поклонение «дикарей идолам из дерева и камня» (Ibid., P. 39). Изменение форм религии Ингерсолл связывает с постепенным накоплением знаний о природе, при этом он принимает концепцию эволюции религии от низших форм к более сложным. От веры в идолов человек переходит к вере в духов, затем количество этих духов уменьшается до одного. Постепенно идея единого Бога становится все более абстрактной, появляется вера в то, что Бог лишь создал законы, управляющие Вселенной. Однако деизм, по мысли Ингерсолла, столь же ошибочен, как и теизм: «Тот, кто не может согласовать жестокости Библии с добротой Иеговы, не может согласовать и жестокости природы с добротой и мудростью предполагаемого божества» (The Works, Vol.11, P. 227).

Р.Г. Ингерсолл — одна из ключевых фигур американского свободомыслия. Он, по меткому выражению С. Джейкоби, «перекинул мост между теоретическим деизмом эпохи Просвещения и практическим свободомыслием, концентрирующемся на социальных проблемах» (Jacoby S. Freethinkers: A History of American Secularism, P. 176).

Основные сочинения

  • Ingersoll R.G. The gods and other lectures. NY: Bennett, 1876.
  • Ingersoll R.G. Some mistakes of Moses. Washington: Farrell, 1879.
  • Ingersoll R.G. The dying Creed. London: G.W. Foote, 1880.
  • Ingersoll R.G. How Man Makes Gods. London, 1884.
  • Ingersol R.G. Why I am an agnostic. Washington: Farrell, 1896.
  • Ingersoll R.G. The Works in 12 vol. NY: CosimoClassics, 2009. (1st pub. 1900)
  • Ingersoll R.G. Complete Lectures. Chicago-NY: Donohue&Company, 1926.

О нем

  • Jacoby S. Freethinkers: A History of American Secularism. NY: Metropolitan Books, 2004.
  • Гольдберг Н.М. Свободомыслие и атеизм в США (XVIII-XIX вв.). М.-Л.: Наука, 1965.