/

Иосиф Дицген

Автор: Екатерина Середа

Иосиф Дицген (Joseph Dietzgen, 9.12.1828–15.04.1888) — немецкий философ, политический и общественный деятель Германии и США.

Вехи жизни и творчества

Родился в Бланкенберге (Рейнская область). Дицген имеет пролетарское происхождение, к диалектическому материализму пришёл путём самообразования, параллельно с работой в кожевенной мастерской отца. Его материалистические и атеистические взгляды сформировались главным образом под влиянием Л. Фейербаха, а затем, после 1867 года, его взгляды эволюционировали и в результате переписки с К. Марксом и Ф. Энгельса. В 1848-м году был вынужден эмигрировать в США из-за своей деятельности, а затем в Россию (1864–69 гг), где работал мастером на государственном кожевенном заводе в Петербурге. В 1869 Дицген возвратился в Зигбург (Германия), в том же году вступил в Социал-демократическую партию Германии, стал одним из организаторов крупнейшей секции Международного товарищества рабочих (1-го Интернационала) в Германии. В результате партийной деятельности лично познакомился с К. Марксом. В период 1870–1888 гг. был руководящим сотрудником социал-демократических газет Германии и США: «Neue Gesellschaft», «Neue Zeit», «Sozialdemokrat», «Sozialist», «Volksstaat», «Vorwarts». Одновременно Дицген работает над философскими и политэкономическими работами. В 1884 г. Дицген снова переехал в Соединенные Штаты, где редактировал «Der Sozialist», а затем — «Chikagoer Arbeiter-Zeitung». После ряда арестов редакторов социал-демократической прессы вызвался быть главным редактором газет «Arbeiter-Zeitung», «Fackel» и «Vorbote». Изначально Дицгена интересовали социально-политические проблемы, затем он обратился к теории познания. Первой его философской работой является «Сущность головной работы человека» (1869). В ней, как и в последующих трудах, Дицген рассматривал гносеологию как теоретическую основу объяснения всех социально-экономических вопросов. Он последовательно критиковал метафизику с позиций материалистической диалектики, рассматривая мыслительные способности как естественную функцию мозга. Будучи диалектическим материалистом, Дицген выступал против идеализма (в т.ч. религии), дуализма и вульгарного материализма. Познавательная способность с т.з. Дицгена имеет двоякую форму: чувственное восприятие и абстрактное мышление. Значительное внимание Дицген уделял вопросу происхождения религии, рассматривая таковую как орудие борьбы буржуазии против рабочего класса. В социальном аспекте он критиковал неокантианство, обосновывая происхождение моральных норм средовым фактором, подчеркивал изменчивость морали социума в зависимости от общественного бытия. Дицген пропагандировал идеи научного социализма, показывая его отличие от утопического; разрабатывал задачи народного правительства, которое должно прийти к власти после пролетарской революции, которую считал неизбежной, так как капитализм содержит неустранимые противоречия. Считал важным вопросом планирование социалистического хозяйства, важности принципа оплаты по труду и т.д.: «Раскрепощение народа, освобождение его от подневольного труда, нищеты и нужды есть высшее благо, к которому стремится наш ум». Важнейшей задачей Дицген считал просвещение народных масс и их идейное завоевание. Энтузиазм Дицгена доходил до того, что он выступал против «беспартийной науки» и настаивал, что учёные обязательно должны применять диалектически-материалистическую методологию: «Они далеко продвинулись в область знания, но лишь постольку, поскольку они трактуют о реально-осязаемых предметах. При всякой другой, абстрактной теме мы находим вместо “доказывающих фактов” адвокатские доказательства, потому что, если натуралисты и понимают, что такое факт, заключение, правило, истина, то только в применении к отдельному случаю, только инстинктивно, а не принципиально, не сознательно, не теоретически». В связи с таким подходом Дицген критиковал даже позитивизм и агностицизм. В. И. Ленин считал Дицгена «одним из выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии», Энгельс признавал: «немецкий рабочий Иосиф Дицген вновь открыл её («материалистическую диалектику») независимо от нас и даже независимо от Гегеля». Однако они же мягко критиковали Дицгена, указывая на то, что его диалектика «не сложилась в целостную систему». Интересно, что наиболее существенным недостатком воззрений Дицгена называется «существенное преувеличение относительности человеческих знаний, приводившее его к агностическим выводам» — т.е. критика идёт с т.з. веры в возможность полной познаваемости действительности. В марксисткой литературе Дицген критиковался даже за то, что рассматривал феномены действительности как продукт субъекта и объекта. Дицген скоропостижно скончался 15 апреля 1888 года. После смерти философа некоторые идеологи 2-го Интернационала стали противопоставлять его взгляды марксизму, хотя сам Дицген считал себя марксистом, и никогда не высказывал подобных мыслей.

Основные труды

  • Das Kapital». Kritik der politischen Oekonomie von Karl Marx;
  • Das Wesen der menschlichen Kopfarbeit;
  • Die Religion der Sozial-Demokratie;
  • Der wissenschaftliche Sozialismus;
  • Die Moral der Sozialdemokratie;
  • Sozialdemokratische Philosophie;
  • Das Unbegreifliche. Ein Hauptstück aus der sozialdemokratischen Philosophie;
  • Die Grenzen der Erkenntnis;
  • Unsere Professoren an den Grenzen der Erkenntnis;
  • Briefe über Logik;
  • Streifzüge eines Sozialisten in das Gebiet der Erkenntnißtheorie;
  • Das Acquisit der Philosophie.