/

Карл Бет

Автор: Давид Дамте

Карл Бет (Karl Beth, 1872 – 1959) – немецкий религиовед, историк и психолог религии.

Вехи жизни и творчества

Круг интересов Бета был достаточно широким и включал, помимо философии, интерес к которой в нем пробудился под влиянием Дильтея, бывшего одним из его учителей, также историю религии, антропологию и психологию религии. В последней области его вклад заключался прежде всего в институционализации психологии религии: в 1922 году он основал Международное общество психологии религии, которое имело специальный исследовательский центр в Вене и издавало журнал. В 1928 – 1929 годах вышло 4 выпуска этого издания (по общим названием «Veröffentlichungen der Wiener Religionspsychologischen Forschungsinstituts durch die Internationale Religionspsychologische Gesellschaft»), на страницах которого публиковал свои работы сам Бет, его талантливая супруга-религиовед и психолог религии Марианна Бет, Густав Форбродт, Вильгельм Тулесс, а также ряд других известных ученых, определивших вектор развития психологии религии как научной дисциплины. Вокруг общества и журнала в 1920-х гг. сгруппировались европейские и американские ученые. В 1931 году под руководством Бета в Вене был проведен конгресс по психологии неверия, который стал первым крупным научным мероприятием, посвященным этой проблематике. Марианна Бет планировала издание трех объемных томов по психологии неверия, однако в силу финансовых обстоятельств после первого выпуска издание было прекращено. Начинания общества и издание журнала были прерваны по идеологическим соображениям в середине 1930-х, а в 1938 году Бет эмигрировал в США (в Чикаго, где стал профессором философии религии и психологии религии).

Среди религиоведческих сочинений Бета более всего известны «Религия и магия», изданная первый раз в 1914 году, а в 1927 – существенно переработанная, и «Введение в сравнительную историю религии», увидевшее свет в 1920 году. Первая из этих книг, наряду с обстоятельной критикой существовавших тогда теорий магии, содержит довольно много информативных замечаний о психологических корнях магических действий, о роли желания и аффективных действий в ритуалах первобытных народов. Уже в первом издании книги делается упор на психологические мотивы, желания и аффекты людей, которые играют существенную роль в магических ритуалах [1: 93-94, 100, 108-109].

Религию и магию Бет считает схожими в своем основании, в том смысле, что обе они являются психологическими реакциями на то, с чем человек сталкивается в своей жизни и что вызывает у него две противоположные реакции. Магия и религия суть «развивающиеся в разных направлениях реакции жизненного порыва на недостаточность человеческих возможностей» [1: 224]. Одна реакция – это признание собственной ограниченности и вместе с тем попытка преодолеть ее иллюзорными средствами (именно такой термин Бет употребляет в отношении магии). Другая реакция также начинается со столкновения с реальностью и ощущения собственного бессилия, но при этом жизненный порыв (Lebenstrieb) здесь утверждается в высшей надмирной силе, которая принимает человека таким, какой он есть и поддерживает его жизнь. Во «Введении в сравнительную историю религии» Бет подчеркивает личностный характер отношения к сверхъестественному в религии и не отделяет ее жесткими границами от магии и анимизма: в душевной жизни человека, особенно, на ранних стадиях его развития, эти феномены взаимосвязаны, а потому элементы, например, магии мы до сих пор обнаруживаем в различных формах у самых разных людей. Поэтому говорить о «вырождении» каких-либо ранних форм религиозной жизни было бы некорректно [2: 7-8]. В этих формулировках выражается стремление Бета уйти от жестких схем в исследовании религии (будь то эволюционизм или антиэволюционизм). Категория «жизненного порыва», как и часто появляющаяся у него мысль о внутренней связи магии и религии, а также идея внутренней связи феноменов душевной жизни выводит нас к философии жизни и категориям понимающей (объяснительной, как ее назвал Дильтей) психологии. С другой стороны, к исследованию явлений религиозной жизни - эту мысль Бет также часто выражает - нужно подходить комплексно (как с исторической, так и с психологической точки зрения в их взаимном дополнении), чтобы избежать односторонности и упрощенных схем.

Наследие Карла Бета, как и Марианны Бет, по сей день совершенно не задействовано в отечественных гуманитарных исследованиях.

Основные сочинения

На немецком языке

1. Beth K. Religion und Magie bei den Naturvölkern. Ein religionsgeschichtlicher Beitrag zur Frage nach den Anfängen der Religion. Leipzig-Berlin, 1914 (во втором издании эта работа называлась: «Religion und Magie: ein religionsgeschichtlicher Beitrag zur psychologischen Grundlegung der religiösen Prinzipienlehre» (1927)).

2. Beth K. Einleitung in die vergleichende Religionsgeschichte. Leipzig-Berlin, 1920.

3. Beth K. Frömmigkeit der Mystik und des Glaubens. Leipzig, 1927.