/

Трауготт Константин Остеррайх

Автор: Давид Дамте

Остеррайх Константин Трауготт (Traugott Konstantin Oesterreich, 1880-1949) – немецкий философ и психолог.

Вехи жизни и творчества

Сфера научных интересов Остеррайха весьма обширна. Помимо собственно психологических проблем, в нее входила история философской мысли, проблемы современных гуманитарных наук, а также история религий. Последний элемент в сочетании с психологическими познаниями Остеррайха привел к созданию им ценных трудов по психологии религии («Введение в психологию религии как основание философии религии и истории религии» и «Религиозный опыт как философская проблема»), с которыми он и вошел в историю религиоведения.

Задачей психологии религии Остеррайх считает психологический анализ религиозной жизни на различных ступенях ее развития и в самых разных ее проявлениях [4:1]. Первичным в религии является живое отношение к сверхчувственному. Она всегда связана с целым комплексом чувств и эмоциональных состояний (боязнь, испуг, любовь, почитание, доверие и т.д.). Поскольку здесь речь идет о душевных состояниях и процессах конкретных людей, то, полагает Остеррайх, продолжая в этом смысле психологическую традицию, идущую от Дильтея, психология религии должна опираться на дескриптивные методы. Экспериментальный подход, по его мнению, в данном случае вряд ли будет иметь успех. Исследование в сфере психологии религии в качестве основных источников использует различные свидетельства, автобиографии, труды религиозных гениев, их биографии, составленные близкими им людьми, религиозную литературу и релевантную для исследования художественную литературу, а также произведения изобразительного искусства. Вместе с тем, исследование в рамках общеметодологической программы наук о духе в данном случае сталкивается с рядом трудностей, основными из которых Остеррайх считает скудость исходного материала и проблемы, связанные с постижением духовного мира других людей. С другой стороны, исследование душевной жизни другого человека не ограничивается только фиксацией определенных данностей; оно должно описать их на языке научных понятий. Это расчленение и упорядочение также является проблемой наук о духе. К тому же, говорит Остеррайх, высшие проявления религиозности с трудом могут быть поняты на этом пути и, тем не менее, вполне поддаются исследованию, если мы примем во внимание, что они возникают как результат усиления и возвышения одних душевных функций человека и уменьшения силы других.

На основании психологических знаний мы таким образом можем приблизиться к пониманию опыта видений, снов, глоссолалий (широко обсуждавшаяся в трудах психологов тех лет тема), иных религиозных переживаний, вынося за скобки вопрос об истинности или ложности того, что нам дано в таком опыте и оперируя исключительно научными (психологическими) категориями [4: 99-100]. Остеррайх видит в этих явлениях наступающее при определенной интенсивности религиозной жизни расширение человеческого опыта, которое начинается с воздействий, исходящих из сферы бессознательного. В этом смысле он солидарен с подходом Джеймса, который также считал, что бессознательные процессы играют значительную роль в формировании религиозной личности. К исследованию этих религиозных феноменов у Остеррайха присоединяется проблема одержимости. Исследования этой проблемы у Остеррайха, как и труды Жане, впоследствии стали классическими. Вместе с тем, проблема одержимости, как и интерес к оккультным феноменам, сочетавшийся с интересом к психологии личности, приводят Остеррайха в сферу парапсихологии. Этой проблематике он посвящает заключительный раздел «Введения в психологию к религии», а также работы «Оккультизм в современной картине мира» и «Основные понятия парапсихологии».

Основные сочинения

На немецком языке

1. Oesterreich K. T. Kant und die Metaphysik. Berlin, 1906.

2. Oesterreich K. T. Die Phänomenologie des Ich in ihren Grundproblemen. Band I: Das Ich und das Selbstbewußtsein. Die scheinbare Spaltung des Ich. Leipzig, 1910.

3. Oesterreich K. T. Die religiöse Erfahrung als philosophisches Problem. Berlin, 1915.

4. Oesterreich K. T. Einführung in die Religionspsychologie als Grundlage für Religionsphilosophie und Religionsgeschichte. Berlin, 1917.

5. Oesterreich K. T Die Besessenheit. Langensalza, 1921.

6. Oesterreich K. T Der Okkultismus im modernen Weltbild. Dresden, 1921.

7. Oesterreich K. T Grundbegriffe der Parapsychologie. Eine philosophische Studie. Pfullingen, 1931.