/

Липот Сонди

Автор: Давид Дамте

Леопольд (Липот) Сонди (Leopold Szondi (собственное имя - Леопольд Зонненшайн, Leopold Sonnenschein), 1893 – 1986) – венгерский психолог и психоаналитик.

Вехи жизни и творчества

Сонди является автором оригинальной концепции судьбоанализа, которая имела прямой выход, в числе прочего, к проблемам психологии религии. Одна из важнейших идей Сонди, к которой он пришел в ходе многочисленных исследований людских судеб, – мысль о родовом бессознательном как инстанции, в которой локализован опыт наших предков (имеются в виду близкие и дальние родственники человека) и из которой исходят импульсы, направляющие человека к тем или иным поступкам, оказывающие влияние на выбор профессии, друзей, а также на выбор в любви [1: 244, 377, 392].

К этому влиянию присоединяются влияние социальной среды и воспитания. Однако человек, подчеркивает Сонди, не является игрушкой в руках этих влияний, он может сам строить свою жизнь, делая выбор. Согласно его учению, основная задача человека состоит в том, чтобы «распутать этот клубок, постепенно осознать и построить из противоречивых наследственных возможностей предков свою собственную свободную судьбу» [1: 375]. Но это может сделать духовно зрелый человек. Его Я способно объединить разнонаправленные стремления, которое в нас пробуждает то или иное влияние, и достичь единства в стремлении к высшей цели. По мысли Сонди, душевный мир человека очень сложен, в нем заложено множество разнонаправленных тенденций, каждая из которых может стать преобладающей в тот или иной момент и оказать решающее влияние на жизнь человека. Они не являются несовместимыми. В своих работах «Каин: формирование злости» и «Моисей: ответ Каину» Сонди показывает, что среди тенденций, лежащих в основе влечений человека, есть такие, которые Сонди условно обозначил как «тенденция Каина» и «тенденция Авеля». Первая из них представляет собой скопление грубых аффектов, вторая - выражает стремление к добру, к построению барьера совести, то есть является полной противоположностью первой [1: 300]. Поскольку эти тенденции есть в каждом человеке, то конфликт, существующий между ними, является общечеловеческим. Для Сонди образы Каина и Авеля стали выражением глубинных тенденций человеческой души.

Эти образы не случайно занимают Сонди. Он считает религиозную символику, как и религиозное измерение человеческой жизни вообще, принципиально важным. Религиозность Сонди считает наивысшей ступенью развития человеческого «Я». Отсутствие веры приводит, по его мысли к всевозможным нарушениям функций «Я». В этом Сонди примыкает к значительной психологической традиции XX века, усматривавшей в вере фактор психической стабильности, мощное средство, помогающее сохранить душевное здоровье. Среди тех, кто относился к этой традиции, можно вспомнить Пфистера, Бойзена, Уайта, Биддла, Дайма, Рудина и многих других. С другой стороны, наряду с необходимостью веры, Сонди утверждает недостаточность разного рода «эрзац-объектов», заменителей, на которые, следуя своей фундаментальной потребности в партиципации (сопричастии), человек может переносить свои духовные силы, поскольку эти объекты просто не в состоянии ее принять. Вследствие ошибочного перераспределения этой энергии возникают, в частности, идеологии и бред.

Идеи Сонди в России становятся все более популярными. За последние годы на русский язык были переведены несколько основных сочинений психолога. Однако именно в аспекте психологии религии Сонди до сих пор недостаточно известен отечественному читателю.

Основные сочинения

На русском языке:

1. Сонди Л. Судьбоанализ. Пер. с нем. А. В. Тихомирова. - М.: Три квадрата, 2007.

2. Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики влечений. Пер. с нем. В.И. Николаева. - М.: Когито-Центр, 2005.

3. Зонди Л. Каин: образы зла. Пер. с нем. В. Джоса. - М.: Когито-Центр, 2012.

4. Зонди Л. Моисей. Ответ Каину. Пер. с нем. В. Джоса. - М.: Когито-Центр, 2013.

На немецком языке:

1. Szondi L. Schicksalsanalyse. Wahl in Liebe, Freundschaft, Beruf, Krankheit und Tod. Erbbiologische und psychohygienische Probleme. - Basel: Benno Schwabe, 1944.

2. Szondi L. Ich-Analyse. Die Grundlage zur Vereinigung der Tiefenpsychologie. Triebpathologie: Bd. II. - Bern: Hans Huber und Schwabe & Co, 1956.