/

Джон Лёббок

Автор: Виктор Барашков

Джон Лёббок, 1-ый барон Эвбери (John Lubbock, 1st Baron Avebury, 1834-1913) – британский археолог, этнограф, один из первых сторонников эволюционизма в этнографии, создатель концепции «безрелигиозного периода» в истории человечества.

Вехи жизни и творчества

Джон Лёббок родился в Лондоне в 1834 году в семье банкира сэра Джона Уильяма Лёббока. Учился Дж. Лёббок в Итонском колледже, позже стал одним из совладельцев банка, которым руководил отец. На становление научных взглядов Дж. Лёббока оказал влияние тот факт, что поместье его отца в графстве Кент соседствовало с домом семьи Чарльза Дарвина, с которым он познакомился еще в детстве и стал одним из его ближайших друзей. В 23 года был избран членом Королевского общества, был соредактором (вместе с Т.Г. Хаксли) «Обозрения естественной истории» (Natural History Review). Являлся президентом Лондонского Линнеевского общества (1881-1886), почетным доктором Оксфордского, Кембриджского, Эдинбургского и других университетов, попечителем Британского музея (с 1878 г.), президентом Королевского статистического общества (1900-1902). Дж. Лёббок внес значительный вклад в развитие археологии, в частности, предложил периодизацию археологических памятников, разделив каменный век на палеолит и неолит. Использовал как археологический, так и этнографический материал для реконструкции первобытной истории. Умер в 1913 году в замке Кингсгейт, Кент.

Несмотря на то, что его сочинения не отличались теоретической глубиной, а многие положения его работ представляют сегодня только историографический интерес, необходимо отметить его значительную роль в утверждении эволюционистской программы в антропологии. Как отмечает А. А. Никишенков, Дж. Лёббок «благодаря своему энтузиазму и высокому положению в обществе и официальных академических учреждениях, сделал, пожалуй, не меньше, чем Тайлор, для того, чтобы идея социокультурной эволюции завоевала заметное место в общественном сознании, заполненном религиозными и расистскими стереотипами, а также утвердилась в довольно консервативной академической среде» (Никишенков А. А. История британской социальной антропологии. СПб., 2008. С. 88).

Метод, применяемый Лёббоком к этнографии, часто был некритичным, в частности, он черпал факты из случайных литературных источников, невольно перенимая их риторику и обывательское отношение к первобытным народам. В то же время он был последователен в общих положениях эволюционизма. Он считал, что человеческий род представляет собой психическое единство, и сходные общественные институты и обычаи возникают у разных народов закономерным образом независимо друг от друга. Основным средством выявления универсальных эволюционных стадий развития человечества для Лёббока был сравнительный метод.

Дж. Лёббок выдвинул гипотезу о существовании «безрелигиозного» периода в истории человечества, подтверждая ее фактами, содержащимися в трудах путешественников и миссионеров. Однако с развитием этнографии стало понятно, что термин «безрелигиозность» в их трудах был ярлыком, на самом деле означающим несоответствие обрядов и обычаев аборигенов ожиданиям европейцев, склонных называть «религией» только христианство, что отнюдь не означает отсутствие каких-либо религиозных представлений. Критика гипотезы Джона Лёббока и, наоборот, доказательство того, что религия присуща всем народам (т.е. является «универсальной») является той основой, на которой строились все работы ранних религиоведов (Пьер Даниель Шантепи де ла Соссе, Корнелис Петер Тиле, Ханс Конрад фон Орелли и другие).

Основные сочинения

На русском языке:

  • Леббок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека: Умственное и общественное состояние дикарей. Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. 3-е издание. М.: УРСС, 2011.
  • Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. Стереотипное издание. М.: УРСС, 2015.

На английском языке:

  • Lubbock John. Prehistoric Times, as Illustrated by Ancient Remains and the Manners and Customs of Modern Savages. London: Williams & Norgate, 1865.
  • Lubbock John. The Origin of Civilization, and the Primitive Condition of Man. Mental and Social Conditions of Savages. Part 1. London, 1867; Part 2. London, 1869.
  • Lubbock John. Marriage, Totemism and Religion. An Answer to Critics. London: Longmans, 1911.
  • Lubbock John. The Social and Religious Condition of the Lower Races of Man. An Address (s.l., s.d.).