/

Джордж Фут Мур

Автор: Виктор Барашков

Джордж Фут Мур (George Foot Moore, 1851-1931) – американский историк религии, библеист.

Вехи жизни и творчества

Родился 15 октября 1851 года в Западном Честере (Пенсильвания). Закончил Йельский колледж в 1872 г. Изучал теологию в Колумбусе (Огайо) в 1875-1876 гг. и окончил объединенную теологическую семинарию (Нью-Йорк) в 1877 г. В 1878 г. был рукоположен в пресвитерианского священника, служил пастором с 1878 по 1883 гг. Преподавал на кафедре древнееврейского языка в Андоверской теологической семинарии с 1883 по 1901 гг (с 1893 по 1901 преподавал там историю религии). Преподавал в Гарвардской школе богословия (Harvard Divinity School) с 1902 года до ухода на пенсию в 1928 г. В 1905 г. был назначен Фротингемским профессором по истории религии.

Джордж Фут Мур являлся издателем Гарвардского теологического обзора (Harvard Theological Review, 1908-1915; 1921-1931), журнала библейской литературы (1889-1894), журнала Американского общества ориенталистов (1896-1899). Написал множество работ по библеистике (главным образом, исследовал Ветхий Завет). Является автором трехтомного труда по иудаизму (1927-1930) и автором статей для Энциклопедии Библика (1903). Разносторонность его научных интересов проявилась в публикации им двухтомного труда – «Учебника по истории религий» (1913-1919).

Джордж Фут Мур был членом многих авторитетных научных обществ: Американской академии искусств и наук (президент с 1921 по 1924 годы), Американского общества ориенталистов (секретарь в 1895-1911, президент с 1911 по 1913 годы), Американского филологического общества, Оксфордского общества исторической теологии, Археологического института Америки, Немецкого общества ориенталистов (Deutsche Morgenlandische Gesellschaft), почетным членом Еврейской академии наук и искусств. Джордж Фут Мур умер 16 мая 1931 г.

Значительным вкладом Дж. Ф. Мура в активно развивавшуюся тогда в Америке науку о религии стал его учебник по истории религий. Анализируя этот учебник, можно отметить, что по принципам подхода к историческому материалу он уже заметно отличался от учебников предшествующих десятилетий. Например, на смену беспристрастному подходу (альтернативы которому не видели в раннем религиоведении) приходит метод вчувствования, эмпатии. Так, Дж. Ф. Мур пишет, что историк религии должен не просто беспристрастно и в правильном соотношении представить факты, «он должен стараться понять и по достоинству оценить способы мышления и чувства, далекие от его собственных, и помочь своим читателям достичь похожего понимания. Чтобы сделать это, он должен поставить себя, насколько может позволить его воображение, в положение и отношение тех, кто создавал и принимал эти идеи; он должен учиться думать мыслями других людей и входить с сочувственным пониманием в их чувства. Аккуратность и беспристрастность без воображения и сочувствия могут в лучшем случае дать не больше, чем исторические материалы, не историю» (История религий, том 2, p. x). Этот подход приближает нас уже к феноменологической традиции, которая начинает в это время формироваться.

Кроме этого, Мур следует подходу У. Джеймса и описывает, главным образом, «религию понимающих и религиозных людей», «настоящих представителей своей религии в любую эпоху, учителей и образцов для своих собратьев» (там же, p. xi). Поэтому изучение происхождения религии (и ее ранних стадий) не может дать ничего, кроме знания ее истоков, в то время как «сама религия может быть понята только в целой ее истории» (там же). Именно поэтому Мур посвящает отдельный том своей «Истории религий» рассмотрению развитых религий (иудаизма, христианства и ислама), причем он обещает подойти к изложению христианства с той же самой точки зрения, с которой было написано о других религиях. В его работе выявляется еще одна новая тенденция: обращать внимание скорее на индивидуальные характеристики религий, чем на их общие черты (История религий, том 1, p. vii), поэтому в названии своей работы он употребляет слово «религия» во множественном числе.

Основные сочинения

На английском языке:

  • Moore G.F. A Critical and Exegetical Commentary on Judges. 1895.
  • Moore G.F. Commentary on Judges, translation and notes (Polychrome Bible) (1898).
  • Moore G.F. The Book of Judges in Hebrew, critical edition, with notes (1900).
  • Moore G.F. Old Testament and Semitic studies in Memory of William Rainey Harper (cowriters William Rainey Harper, Robert Francis Harper, Francis Brown). University of Chicago Press, 1908.
  • Moore G.F. The Literature of the Old Testament. H. Holt and company, 1913.
  • Moore G.F. The Ingersoll Lecture, 1914, Metempsychosis. Harvard University Press, 1914.
  • Moore G.F. The Birth and Growth of Religion: Being the Morse Lectures of 1922. Charles Scribner's Sons, 1923.
  • Moore G.F. The Mythology of All Races. Marshall Jones Co., 1916.
  • Moore G.F. History of Religions. Vol. 1. New York, 1913.
  • Moore G.F. History of Religions. Vol. 2. Edinburgh, 1920.
  • Moore G.F. History of Religions: China, Japan, Egypt, Babylonia, Assyria, India, Persia, Greece, Rome. Scribner's, 1922.
  • Moore G.F. Judaism in the First Centuries of the Christian Era. 1927.
  • Moore G.F. Judaism (Volume I and II, 1927; Volume III, 1930).
  • Moore G.F. Editor (unfinished work): Albert Pike. Materials For The history of Freemasonry In France and Elsewhere on The Continent of Europe From 1718 To 1859, circa 1905, detached from «The New Age» magazine.