/

Отто Пфлейдерер

Автор: Давид Дамте

Отто Пфлейдерер (Otto Pfleiderer, 1839-1908) – немецкий теолог, философ и историк религии.

Вехи жизни и творчества

Пфлейдерер был последователем Гегеля и в целом проводил его подход, в том числе, в своих трудах по философии религии, которые составили его славу и давно стали классикой. В своей работе «Философия религии на историческом основании», а также в труде «Религия, ее сущность и ее история» Пфлейдерер развивает собственное понимание религии как силы, удовлетворяющей насущную потребность человека в примирении противоположностей бесконечного и конечного, вечного и временного, свободы и зависимости [См., например, 5: 52-53, 71; 7: 256-257]. В этом состоит основное стремление, порыв [5: 69-70]. Начало этого процесса и его последовательное развитие выражаются в чувствах [7: 270]. Религиозное чувство всегда связано с этим основным стремлением человека к примирению противоположностей и в этом его фундаментальное отличие от не-религиозных чувств.

Одна из главных работ философа - «Религия, ее сущность и ее история» (в двух томах) - посвящена разработке оригинального взгляда Пфлейдерера на развитие религий. В общих чертах концепция исторического развития религий Пфлейдерера выглядит так. Философ начинает с вопроса о том, каким путем, из чего и как развивалось в сознании людей представление о таких существах, для обозначения которых употребляется обозначение «Бог», «божественный»? Одним из двигателей сознания в этом отношении Пфлейдерер признает одушевление природы первобытным человеком, который все (но преимущественно движущиеся, например, молнии или Солнце) феномены внешнего мира постигает по аналогии с животными или человеческими проявлениями. Собственные ощущения и стремления человеком переносятся на объекты внешнего мира (близость Фейербаху). Первоначальные божественные существа, рождающиеся в таком сознании, по мысли Пфлейдерера, еще не есть боги в собственном смысле: слишком сильно они связаны с природными стихиями, изменчивы и капризны.

Первобытный человек пытался подражать этим существам и поддерживать их своими обрядами (в качестве примеров Пфлейдерер приводит различные свадебные обряды, обряды, связанные с появлением и исчезновением Солнца, со сменой зимы и лета и т.д.). В этих культовых действиях, которые были еще очень простыми, говорит Пфлейдерер, нельзя предполагать сознательные моральные мотивы, совесть и прочее, но также нельзя сводить их к сугубо эгоистическим мотивам. С одной стороны, человек боится этих грозных сил и должен с ними считаться, но в то же время испытывает к ним чувство доверия, поскольку все дары (плодородие, богатство и т.д.) также исходят от них [См. также 7: 268]. Страх, доверие и любовь, по Пфлейдереру, – это сущность религиозного чувства и изначальный мотив религиозного поведения. Поэтому естественно стремление человека к общению с этими силами и стремление ничем не нарушать это общение и не допускать того, что могло бы оскорбить эти силы. Если же что-то пошло не так и общение нарушено, то необходимо исправить нарушение. Постепенно возникает чувство долга по отношению к божественным силам, которое можно сравнить с отношением младших к старшим или гражданина – к отечеству. Даже несмотря на то, что эти существа невидимы, человек обращается к ним – в культе – в надежде на помощь: они одновременно близки ему и далеки от него. Постигая это, человек отделяет сверхчувственные божества от чувственных явлений.

Представления о мире душ и духов, стоящих выше и ниже чувственного мира, по мысли Пфлейдерера (в этом он соглашается со Спенсером), первобытный человек получил из двух источников: из впечатления от смерти и из опыта сна. Антропоморфизация божественных сил природы привела к тому, что появились личные боги, имевшие непосредственное отношение к нравственной жизни людей, что, в свою очередь, вело к возвышению религиозного сознания. Но, с другой стороны, этот же процесс подготовил его упадок, ведь антропоморфные боги снисходят до уровня человеческих слабостей и чтобы им угодить, нужно оказывать им особенные почести, одаривать подарками и относиться к ним так, как человек относится к земным правителям. Сложные обряды способствовали появлению жречества.

Взгляды Пфлейдерера на сущность и происхождение религии неоднократно становились предметом обсуждения в русской дореволюционной философской литературе. В то же время были переведены на русский язык некоторые из поздних сочинений немецкого философа. К сожалению, в настоящее время не принимаются сколь-нибудь значимые шаги в анализе богатого творческого наследия Пфлейдерера, его сочинения не переводятся, а давно переведенные – не переиздаются.

Основные сочинения

На русском языке

1. Пфлейдерер О. Подготовка христианства в греческой философии. Пер. с нем. И.Г. Наумова под ред. Н.М. Никольского. СПб: Ю.Н. Эрлих, 1908.

2. Пфлейдерер О. О религии и религиях. Пер. с нем. А. Мейер под редакцией П. Юшкевича. СПб: Прометей, 1909 (фрагмент этой работы переиздан в антологии «Мистика. Религия. Наука» (Классики мирового религиоведения. Т. 2. М.: Канон, 1998)).

3. Пфлейдерер О. Возникновение христианства. Пер. с нем. Г.Ф. Львовича. СПб: Г.Ф. Львович, 1910.

4. Пфлейдерер О. I. От иудейства к христианству; II. Образ Христа древнехристианской веры в религиозно-историческом освещении. Пер. с нем. Г.Ф. Львовича. СПб: Г.Ф. Львович, 1910.

На немецком языке

5. Pfleiderer O. Die Religion, ihr Wesen und ihre Geschichte. 2 Bde. Bd. 1: Das Wesen der Religion. Leipzig: Fues -Verlag, 1869.

6. Pfleiderer O. Die Religion, ihr Wesen und ihre Geschichte. 2 Bde. Bd. 2: Die Geschichte der Religion. Leipzig: Fues -Verlag, 1869.

7. Pfleiderer O. Religionsphilosophie auf geschichtlicher Grundlage. Berlin: G. Reimer, 1878 (ссылки даются на это издание). (Второе издание, существенно переработанное и дополненное: Pfleiderer O. Religionsphilosophie auf geschichtlicher Grundlage. 2-te Auflage. Bd. 1: Geschichte der Religionsphilosophie von Spinoza bis auf die Gegenwart. Berlin: G. Reimer, 1883. Bd. 2: Genetisch-spekulative Religionsphilosophie. 2-te Auflage. Berlin: G. Reimer, 1884).

8. Pfleiderer O. Grundriss der christlichen Glaubens- und Sittenlehre. 2-te Auflage. Berlin: G. Reimer, 1882.

9. Pfleiderer O. Theologie und Geschichtswissenschaft. Berlin: W. Büxenstein, 1894.

10. Pfleiderer O. Reden und Aufsätze. München: Lehmann, 1909.