/

Отто Ранк

Автор: Давид Дамте

Отто Ранк (Розенфельд) (Otto Rank (Rosenfeld), 1884 – 1939) – австрийский психоаналитик, ученик Фрейда.

Вехи жизни и творчества

Своими трудами Ранк внес существенный вклад в разработку основных психоаналитических понятий и проблем, в том числе, в развитие психоанализа культуры и религии. Опыт работы в этом направлении был обобщен в совместном сочинении Отто Ранка и Ганса Закса под названием «Значение психоанализа в науках о духе» и систематизирован в издаваемом психоаналитическим сообществом (при непосредственном участии Ранка) журнале «Имаго», где впервые появились многочисленные работы по психоанализу культуры самых разных авторов (полное название этого журнала: «Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Natur- und Geisteswissenschaften». С момента своего появления и до 1928 года он выходил под названием «Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften» (здесь отсутствует приставка «Natur» обозначающая естественные науки). Издание журнала прекратилось в 1937 году).

Отто Ранк является создателем оригинальной концепции «травмы рождения». Травма возникает вследствие отделения от матери и преодолевается человеком в ходе его культурного развития, хотя не полностью и не всегда успешно. В своей работе «Травма рождения» Ранк рассматривает попытки человека «примирить насильственное отделение от матери с инстинктивной тенденцией возвращения к ней» [3: 127] в мифологии (главным образом, в мифах о героях), в сказках, религиозных представлениях, художественном творчестве. Однако, несмотря на богатый материал, представленный Ранком, эта теория трудно согласовывалась с основами фрейдистского анализа и подверглась критике со стороны Фрейда, позднее став причиной одного из самых серьезных расколов в истории психоаналитического движения.

Вообще, Ранк уделяет очень большое внимание исследованию творений человеческого духа, пытаясь обнаружить их бессознательные истоки. Об этом свидетельствуют как уже упомянутые работы, так и другое капитальный труд Ранка «Мотив инцеста в поэзии и преданиях» (почти 700 страниц!), где он подвергает тщательному исследованию множество памятников мировой литературы, начиная с самых древних и заканчивая поэтическими творениями XIX века. Здесь Ранк показывает широкую распространенность мотива инцеста, иллюстрируя свои идеи многочисленными примерами, в частности, взятыми из библейских текстов. Эту инцестуальную тематику Ранк начинает развивать уже в своих ранних «Психоаналитических вкладах в исследование мифов». О широкой распространенности мотива инцеста свидетельствуют и библейские тексты. Так, например, анализируя известную историю Адама и Евы, Ранк полагает, что скрытым смыслом текста является инцестуальный характер связи между Адамом и Евой. Кроме них двоих, на земле тогда еще никого не было; вопреки тому, что сообщает текст, Ева, как то и положено женщине, произвела Адама на свет, то есть была его матерью. Змей, таким образом, склоняет их к инцесту (и именно в этом Ранк видит его роль). Но миф - именно для того, чтобы замаскировать инцест, - производит перестановку, используя типичное инфантильное представление, согласно которому рожать детей могут равным образом и мужчина, и женщина (Фрейд показал, что до определенного момента ребенок не понимает различия полов). Именно инцест, каковым был союз Адама и Евы, положивший начало человеческому роду, становится причиной наказания, описанного в тексте как изгнание из рая. Для того чтобы скрыть инцест, пишет Отто Ранк, требовалось буквально перевернуть все события с ног на голову, чему и служила произведенная в тексте насильственная перестановка. По существу, Ранк сводит этот рассказ к схеме мифов о прародителях мира: «Преступление Адама … также как и в других мифах о прародителях мира, состоит в том, что он, в нарушение заповеди, встал между Иеговой и Евой и вместе со своей матерью положил начало новому роду» [5: 76]. Это понимание библейского рассказа об изгнании из рая первых людей поддержали позднее в своих трудах Г. Гроддек и отчасти Л. Леви. Оба сочинения - «Мотив инцеста в поэзии и преданиях» и «Психоаналитические вклады в исследование мифов» - объединены мыслью о том, что те желания, в которых человек боится признаться самому себе, не могут быть выражены напрямую, но, как и в сновидении (аналогию мифа и сна Ранк принимал), выражаются в символической форме, в таком виде, который бы мог скрыть их настоящую природу, ведь с помощью символа можно замаскировать асоциальное «бессознательное и приспособить его (создание компромисса) к новому содержанию сознания» [1: 17].

Ранк является создателем оригинальной концепции героического мифа, разработке которой он посвятил отдельное сочинение «Миф о рождении героя». Исследуя истории героев – Ромула, Геракла, Самсона, Карны, Париса, Персея, Гильгамеша, Кира и многих других – Ранк приходит к выводу о том, что во всех них прослеживается следующая схема повествования: «Герой является ребенком весьма знатных родителей; обычно сыном царя. Его рождению предшествуют различные трудности, такие как воздержание, долгое бесплодие, тайная, из-за внешних препятствий или запретов, близость родителей. До рождения героя или перед зачатием имеет место пророчество через сновидение или оракула, предостерегающее о нежелательности его рождения и обычно таящее угрозу для отца или лица, его представляющего. Как правило, младенца предают воде в корзине, сундуке, бочке. Затем его спасают животные или люди низкого происхождения (пастухи) и вскармливает звериная самка или женщина-простолюдинка. Выросший герой находит своих знатных родителей весьма разнообразными способами; с одной стороны, мстит своему отцу, а с другой — получает признание у других и, в конце концов, добивается высокого положения и почета» [2: 216].

В отличие от фрейдовской схемы отцеубийства и последующего морального и религиозного развития, изложенной в «Тотеме и табу», здесь нашли отражение некоторые закономерности героического мифа. Фактологический материал, который содержится в книге Ранка, поражает своим многообразием. Однако далее, когда Ранк переходит к психологической интерпретации основных элементов этой схемы и, в частности, сближает героический миф и представления людей, больных манией преследования или манией величия [2: 246], он тем самым затрагивает весьма существенные проблемы психоаналитического (шире – психологического) исследования феноменов культуры. Совершенно очевидно, что исследователь-психолог работает в рамках определенной традиции, своеобразие которой неизбежно накладывает свой отпечаток на процесс интерпретации и ее результаты. Так, на примерах многочисленных сочинений Ранка мы видим: психологическая реальность, которая двигает человеческий дух в направлении к его раскрытию, то есть к творчеству, к проявлению своей сути, - это реальность первичных детских переживаний, желаний, которые подверглись мощному вытеснению, но так и не были до конца «изжиты». В конченом счете, это сближает идеи Ранка с аналогичными построениями Фрейда, Абрахама, Гроддека и ряда других психоаналитиков «первой волны». С точки зрения истории культуры и истории религий, их построения кажутся весьма сомнительными, связаны с «психологизмом» в отрицательном смысле этого слова. Тогда в чем же заключается их ценность? Ответ здесь довольно прост: в раскрытии влияния бессознательных факторов (тех же, которые, например, играют роль в процессе сна) на творчество человека, на становление его сознания, в том числе, морального и религиозного. Отрицать это влияние было бы неверно, его только нельзя абсолютизировать и считать единственным источником вдохновения и мыслительной активности человека. С другой стороны, нельзя не признать, что своими исследованиями, вне зависимости от того, принимаются их результаты или нет, психоаналитики подтолкнули дискуссии в самых разных областях гуманитарных наук, тем самым способствуя их развитию. С психоаналитическими построениями можно спорить, но мимо них почти невозможно пройти. По крайней мере, перед каждым внимательным исследователем они ставят целый ряд проблем, которые нуждаются в анализе.

Основные сочинения

(по проблемам культуры и религии)

На русском языке

1. Ранк О., Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. - СПб: Попов, 1913.

2. Ранк О. Миф о рождении героя. Пер. с нем. А. П. Хомик, М. Кобылинской. – М. – Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1997 (В этом сборнике переиздана работа «Значение психоанализа в науках о духе»).

3. Ранк О. Травма рождения. Пер. с англ. О. Лежниной. – М.: Аграф, 2004.

На немецком языке

4. Rank O. Das Inzest-Motiv in Dichtung und Sage. Grundzüge einer Psychologie des dichterischen Schaffens. – 2.Auflage. – Leipzig und Wien: Franz Deuticke, 1926.

5. Rank O. Psychoanalytische Beiträge zur Mythenforschung. Aus den Jahren 1912 bis 1914. – 2. Auflage. – Leipzig – Wien – Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922.