/

Роберт Дейл Оуэн

Автор: Валерия Слепцова

Роберт Дейл Оуэн (Robert Dale Owen, 1801-1877) - сын и последователь Р. Оуэна, социалиста-утописта.

Вехи жизни и творчества

Шотландец по рождению, Р.Д. Оуэн возглавил дело своего отца в Америке и стал американским гражданином.

Основной деятельностью Р.Д. Оуэна была пропаганда антирелигиозных взглядов с помощью публичных лекций и участия в деятельности печатных органов свободомыслящих «Free Enquirer» и «New Harmony Gazette». Оуэн, как и все американские оуэнисты, критиковал религию, опираясь на идеи эпохи Просвещения, главным образом, радикального ее крыла, представленного, в первую очередь, работами Вольтера.

Среди областей религиоведческой тематики, затрагивавшихся Р.Д. Оуэном, можно условно выделить философию религии, историю религии и библеистику.

В книге «Дискуссия о существовании Бога и достоверности Библии», Оуэн затрагивает вопросы философии религии и библеистики. Данная работа представляет собой собрание полемических писем, которыми обменивались в течение года Р.Д. Оуэн и универсалист О. Бачелер. Выступая, скорее, в качестве агностика, нежели атеиста («я не вижу доказательств, посредством которых можно подтвердить или опровергнуть бытие существ, высших, чем человек» [Discussion of the Existence.., vol.1, p. 14]), Оуэн рассматривает веру в существование Бога как результат ошибочной аналогии человеческого разума, по которой необходимость существования Бога заключается из творческих способностей человека, с одной стороны, и восприятия окружающего мира со всеми его закономерностями как творения — с другой. Вместе с тем, даже если бы Бог(и) существовал(и), человеческий разум не смог бы постигнуть его (Discussion… P. 42). Касаясь проблемы доказательств бытия Бога, Оуэн подчеркивает субъективность опыта чувствования Бога и непередаваемость этого опыта другим (Ibid., P. 60). В воззрениях Оуэна прослеживается пантеистическая составляющая. Не отрицая закономерностей и целесообразности устройства Вселенной, но отрицая Бога как личность, он вводит следующее определение: «Бог — это способ действия вещей» (Ibid., P. 65).

В своей критике Р.Д. Оуэн ограничивается «религиями откровения», которые определяет как «веру в сверхъестественных существ (одно или несколько), которым поклоняются и повинуются» (Discussion… vol. 2, P.18). Таким образом, в определении Оуэна любая религия автоматически является «религией откровения», поэтому уточним, что он имеет в виду католицизм (Ibid., P.18-19). Библия, по мнению Оуэна — набор кровавых жестокостей и бессмысленных заповедей. Рассматривая текст Библии с точки зрения здравого смысла и современной морали, Оуэн выделяет наиболее противоречащие тому и другому библейские стихи (см., например, Ibid., P. 34-36).

Свои антиклерикальные воззрения Р.Д. Оуэн изложил в «Речи о влиянии профессии священников» (An Address on the Influence of the Clerical Profession). Оуэн представляет богослужение нелепым и бессмысленным действием, а священников — хитрыми, жестокими, ленивыми или глупыми существами, насаждающими свою волю другим людям. Оуэн разворачивает перед слушателями картину возникновения и изменения религии. Она возникает из разнообразных человеческих эмоций и ментальных состояний: мечтаний, восхищения природой, надежд на воссоединение с потерянными друзьями. Такая религия — вполне нейтральное явление: люди мирно обмениваются между собой рассуждениями о том, что они «намечтали». Однако религия перестает быть личным делом и становится делом публичным, когда появляются священники. Именно они способствуют появлению нетерпимости между верующими, потому что указывают, как верить «правильно», а как — нет. Священники упорядочивают религию, превращая ее в «религиозную систему»(An Address… P. 15).

Основные сочинения о религии

  • Bacheler O. & Owen R.D. Discussion of the Existence of God and the Authenticity of the Bible. NY: Matsell, 1833, in 2 vol.
  • Owen R.D. An Address on the Influence of the Clerical Profession. London: J. Watson, 1840.

О нем

  • Leopold R.W. Robert Dale Owen - A Biography. London: Read Books, 2007.