/

Самуэль Портер Патнем

Автор: Валерия Слепцова

Самуэль Портер Патнем (Samuel Porter Putnam, 1838-1896) - американский свободомыслящий, составитель энциклопедии «400 лет свободомыслия».

Вехи жизни и творчества

С.П. Патнем родился в семье конгрегационалистского священника в Чичестере. Его жизнь характеризуется постоянными духовными исканиями. Получив образование в теологической семинарии в Чикаго, он в течение трех лет занимал кафедры проповедника в Де-Калбе и Мальте (штат Иллинойс). В 1871 г. он перешел в унитарианство, однако через некоторое время полностью порвал с христианством и стал, по его собственному выражению, «открыто свободомыслящим». Патнем активно участвовал в деятельности разнообразных союзов свободомыслящих, а в 1892 г. его избирают президентом Федерации Свободомыслящих Америки.

Особое внимание Патнем уделяет вопросам философии религии, среди которых немаловажное место занимают размышления о психологических корнях религий. Основой любой религии Патнем считает веру в бога. Из этой веры проистекает убеждение в бессмертии души. Таким образом, определяя религию через веру в Бога и личное бессмертие, Патнем отграничивает ее от, к примеру, такого феномена как спиритуализм, относя последний к философии (Religion a Curse.., P.5). Патнем подчеркивает, что Бог религии с необходимостью является личностью (или проявлением личности, как Христос или Будда). ««Безличный Бог» — это противоречие в терминах… Пантеизм, если он имеет какой-нибудь смысл, должен означать, что вся Вселенная — проявление личности. В противном случае пантеизм ничем не отличается от атеизма» (Ibid., P.8). Религия, по определению Патнема, это присущее человеческой природе чувство (feeling), «результатом которого является вера в Бога-личность или в личность-манифестацию Бога, вера в бессмертие как необходимое подтверждение справедливости и доброты Бога, поклонение с целью исполнения воли Бога и получения награды в ином мире» (Ibid., P.9). Какое же чувство порождает религию? Это стремление к собственному вечному счастью. Но не просто желание счастья, а «интенсификация, кристаллизация, аномальное заострение этого желания»(Ibid., P.16). И именно такое утрированное желание счастья делает религиозного человека несчастным, «он хочет быть настолько счастлив, что не может быть счастлив вообще» (Ibid., P.20).

Патнем отвергает утверждение о врожденной религиозности человека и об универсальности религиозного чувства. По природе своей человек секулярен. Однако меньшинство — искренне религиозные фанатики — подчинило себе трусливое и лицемерное большинство, и религия победила. Но, поскольку религия не является естественным состоянием человека - она болезнь, нарушение баланса в человеческом разуме, сродни пристрастию к спиртным напиткам (Ibid., P.35). Одним из вредоносных результатов религии Патнем считает теологию. Ценностная составляющая религиозных догм, которые являются предметом теологии, порождает «жестокость» последней: «Если бы вечное благо математика ставилось под угрозу неверием в теорему Пифагора, математик непременно преследовал бы тех, кто не согласен с этой теоремой» (Ibid., P.12).

Наряду с чувством эгоизма одной из причин появления религии является невежество. (Ibid., P.68-69). Рассмотрение религии как болезни и проклятья человеческого рода приводит Патнема к заключению о том, что с ней необходимо покончить. Заменой религии свободомыслящий считает науку как полную ее противоположность, всегда служившую на благо человека (Ibid., P. 64), а способом искоренения религии — свободу мысли и просвещение. Идеи С.П. Патнема находятся в русле радикальной традиции американского свободомыслия с присущими ей резкостью и полемичностью высказываний, а также гипертрофированием негативной роли религии в человеческом обществе.

Основные произведения:

  • Putnam S.P. The New God. NY: Truth Seeker Company, 1887.
  • Putnam S.P. My Religious Expirience. San Francisco: Freethought Pub. Company, 1890.
  • Putnam S.P. Religion a Curse, Religion a Disease, Religion a Lie. NY: The Truth Seeker Company, 1893.
  • Putnam S.P. 400 Years of Freethought. NY: The Truth Seeker Company, 1894.
  • Putnam S.P. The Problem of the Universe and its Scientific Solution: With Some Criticisms of Universology. NY: The Truth Seeker Company, unkn.