/

Бертран Рассел

Автор: Валерия Слепцова

Бертран Артур Уильям Рассел, Третий Эрл Рассел (Bertrand Arthur William Russell, Third Earl Russell, 1872-1970) - английский философ, логик, писатель, агностик.

Вехи жизни и творчества

Несмотря на то, что Б. Рассел не посвятил вопросам религии сколько-нибудь обширной работы, ограничиваясь зачастую журнальными статьями и эссе, вопросы эти занимали важное место в его творчестве.

В статье «Поклонение свободного человека» (1903) Рассел рисует картину возникновения и развития религии. Она возникла из бессилия перед природой и поэтому основную роль в ней играет культ силы. Однако с развитием морали человек ищет идеала и творит себе всемогущего и всеведущего единого Бога. На смену этому Богу должно прийти осознание бездушия мира и принятие его. «Мышление делает нас свободными» - заключает Рассел (Рассел Б. Почему я не христианин, 1987, С. 21).

Сущность религии Рассел видит в «свободе от ограничений, в стремлении к цельной жизни, освобождающей людей из тюрьмы суетных желаний и мелочных мыслей» (Там же, С. 23). Выделяя в человеке два начала — конечное и бесконечное, Рассел указывает, что религия апеллирует ко второму, помогая человеку быть человеком. Однако религия должна быть свободна от догм, иначе она превращается в кандалы. Нетрудно сделать вывод о том, что к мистицизму Б. Рассел должен относиться положительно. Действительно, в эссе «Мистицизм и логика» философ подчеркивает легитимность обоих способов познания мира — науки и мистицизма. Более того, именно в их гармоническом соединении рождается высший из родов познания — философский. В каждой религии, по мнению Рассела, существуют три непременных составляющих: церковь (как институт), вера и «кодекс личной морали». И с развитием науки религия сдает свои позиции в том, что касается убеждений человека, разума. Но чувства, которые затрагивает религия, — основная ее ценность. И на них наука повлиять не может.

Некоторые исследователи (см. «Почему я не христианин», 1987, Введение) склонны утверждать, что взгляды Рассела на религию трансформировались со временем в сторону усиления радикализма. Мы, однако, не склонны согласиться с этой точкой зрения. Отвержение и неприятие религиозных догм, восприятие их как оков человека, но вместе с тем признание существования ценного зерна религии - ее способности вывести человека из рамок ограниченности конечного «я» - свойственны как ранним, так и более поздним работам Рассела.

Рассел оказал значительное влияние на последующую атеистическую традицию. Основные представители «нового атеизма» часто ссылаются на него в своих рассуждениях. Р. Докинз посвящает целую главу книги «Бог как иллюзия» рассмотрению аргумента «чайник Рассела». Положительное отношение к восточному мистицизму, которое у Рассела прослеживается в работе «Мистицизм и логика», разделяет и родоначальник «нового атеизма» С. Харрис. Размышляя о различии терминов «агностик» и «атеист», Р. Докинз в книге «Бог как иллюзия» практически повторяет Рассела, написавшего в эссе «Агностик я или атеист?»: «В отношении олимпийских богов, говоря с чисто философской аудиторией, я агностик. Но говоря популярно, я думаю, все мы согласились бы, что являемся атеистами по отношению к этим богам». Докинз называет себя агностиком по отношению к вере в Бога в той же степени, в какой он агностик «в вопросе существования фей» (Докинз Р. Бог как иллюзия, 2010, С.76). Восприятие религии как источника конфликтов между людьми, обозначенное Расселом в эссе «Внесла ли религия полезный вклад в развитие цивилизации?», свойственно и «новому атеизму», видящему религию источником всех военных конфликтов современности. Модель «войны» между наукой и религией также нашла свое отражение в работах Рассела, как и в творчестве «новых атеистов».

Основные произведения

Приводятся произведения, затрагивающие темы, связанные с религией.

На английском языке

  • Russell B. A Free Man's Worship / The Independent Review, 1903, №1, pp. 415-424 (What Can a Free Man Worship, LBB № 677).
  • Russell B. The Meaning of Good / The Independent Review, 1904, №2, pp. 328-333.
  • Russell B. Religion and Metaphysics / The Independent Review, 1906, №9, pp. 109-116.
  • Russell B. The Essence of Religion / The Hibbert Journal, 1912, № 1, pp. 46-62.
  • Russell B. Mysticism and Logic / The Hibbert Journal, 1914, № 12, pp. 780-803.
  • Russell B. Life in the Middle Ages / The Calendar of Modern Letters, 1925, № 1, pp. 72-74.
  • Russell B. Why I Am Not A Christian. London: Watts & Co, 1927.
  • Russell B. Оn the Value of Scepticism /Introduction to Sceptical Essays, 1928.
  • Russell B. What is the Soul? 1928.
  • Russell B. How I Came by My Creed / The Realist, 1929, Vol. 1, № 6, pp. 14-29 (What I Believe, The Forum, 1929, № 82, pp. 129-134).
  • Russell B. Does Mankind Need a New God? / Jewish Daily Forward, 1929, pp. E1-2.
  • Russell B. Has Religion Made Useful Contributions to Civilization? / The Debunker, 1929, Vol. 10, № 1, pp. 3-16 (LBB № 1463).
  • Russell B. Am I An Atheist Or An Agnostic? / The Literary Guide and Rationalist Review, 1949, № 64.
  • Russell B. Is There a God? (commissioned in Illustrated Magazine, 1952).
  • Russell B. The Theologian's Nightmare / Fact and Fiction, 1961.
  • Russell B. Why I Am A Rationalist.

На русском языке

  • Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения, М.: Политиздат, 1987.
  • В указанный сборник вошли:
  • Бертран Рассел. Поклонение свободного человека (эссе, перевод А.А. Яковлева), с. 15-22;
  • Бертран Рассел. Сущность религии (эссе, перевод А.А. Яковлева), с. 23-36;
  • Бертран Рассел. Мистицизм и логика (статья, перевод А.А. Яковлева), с. 37-60;
  • Бертран Рассел. Жизнь в средние века (статья, перевод А.А. Яковлева), с. 61-64;
  • Бертран Рассел. Во что я верю (статья, перевод А.А. Яковлева), с. 65-94;
  • Бертран Рассел. Почему я не христианин (эссе, перевод И.З. Романова), с. 95-113;
  • Бертран Рассел. Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию? (эссе, перевод А.А. Яковлева), с. 114-131;
  • Бертран Рассел. Религия и наука (эссе, перевод А.А. Яковлева)[фрагменты], с. 132-206;
  • Бертран Рассел. Есть ли жизнь после смерти? (статья, перевод А.А. Яковлева), с. 207-211;
  • Бертран Рассел. Мои религиозные воспоминания (статья, перевод А.А. Яковлева), с. 212-218;
  • Бертран Рассел. История западной философии (главы из книги, перевод И.З. Романова), с. 219-283;
  • Бертран Рассел. Существование бога: Диспут между Бертраном Расселом и отцом-иезуитом Ф.Ч. Коплстоном (перевод А.А. Яковлева), с. 284-307;
  • Бертран Рассел. Кошмар богослова(рассказ, перевод Г. Льва), с. 308-311.