/

Лесли Стефен

Автор: Валерия Слепцова

Лесли Стефен (Leslie Stephen, 1832-1904) — английский писатель, философ-агностик.

Вехи жизни и творчества

Л. Стефен пришел к идее отвержения веры в возрасте 30 лет. Он отрекся от религии, осознав, что никогда по-настоящему не верил: интеллектуальная и моральная честность не позволили ему пойти на компромисс с собственной совестью.

Значительное место в работах Стефена занимает проблема божественности Иисуса Христа. Заметим, что, если восприятие Ветхого завета как сборника легенд к тому времени уже не было чем-то из ряда вон выходящим, то осмысление Нового завета в таком ключе воспринималось иначе. Стефен отверг все чудеса, описанные в Новом завете, подчеркивая, что Библия для человеческого разума «стала идолом и, следовательно, гротеском». Стефен провозглашает гуманизм взамен религии: «Вера в Бога — это просто противоположный полюс неверия в человека» (Цит. по: Courtney J.E. Freethinkers of 19 century, Р. 189), а ключом к процветанию человечества должны послужить наука и здравый смысл.

В эссе «Религия как изящное искусство» Стефен рисует будущее религии следующим образом: «…религия станет одним из изящных искусств и не будет больше укоренена в мире фактов» (Stephen L. Essays on Freethinking… Р. 53). В эссе «Апология агностика» Стефен обращается к различию теистического и агностического мировоззрений. Определяя себя агностиком, он поясняет, что такая позиция — признание пределов человеческого разума — кажется ему более точной, нежели атеизм — отрицание существования Бога, «что бы под ним не понималось» (Stephen L. An Agnostic's Apology, P. 1). Противопоставляя теистический взгляд на мир («гностики») и агностицизм, Стефен критикует первый взгляд. Утешения, которые может дать религия, ни что иное как «горчайшая насмешка»: «Боль не зло, смерть не разделение, болезнь — просто обличье благословения» (Ibid. P.3). Стефен последовательно рассматривает основные положения теизма и демонстрирует читателю, что это мировоззрение избыточно или проигрышно или логически противоречиво: логика мысли теиста ведет к пантеизму либо заводит в тупик, из которого можно выбраться только с помощью агностицизма.

Основные произведения

  • Stephen L. The History of English Thought in the 19 century, London: G.P. Putnam's Sons,1876 (in 2 vol.).
  • Stephen L. Essays on Freethinking and Plain Speaking, 1876 (London: Duckworth, 1907).
  • Stephen L. An Agnostic's Apology, London: Gregg Int. Pub. Lim., 1893.
  • Stephen L. The English Utilitarians, London: Duckworth, 1900 (in 3 vol.).