/

Теодюль Арман Рибо

Автор: Давид Дамте

Теодюль Рибо (Théodule Armand Ribot, 1839-1916) - французский психолог и философ.

Вехи жизни и творчества

В историю психологии Рибо вошел как один из создателей экспериментального направления, наряду с Вундтом, Жане и Джеймсом. Он исследовал феномены воли, внимания, памяти в их нормальных и отклоняющихся состояниях, изучал наследуемость душевных свойств, создал несколько значительных работ по истории психологии и по истории философии, в частности, по философии Шопенгауэра, интерес к которому возник у Рибо в связи с его собственными исследованиями психологических особенностей воли и темперамента человека. В психологии религии Рибо известен прежде всего как автор «Психологии чувств».

В любом религиозном веровании, полагает Рибо, можно выделить два элемента: интеллектуальный (представления об объекте верования) и эмоциональный - чувство, находящее свое выражение в поступках человека [1, 265]. Чувству Рибо отводит главенствующую роль в религиозном развитии, хотя отмечает, что жестко разделять два этих элемента не следует. Психолог описывает этапы эволюции религиозных представлений и чувств. К первым стадиям религиозного развития Рибо относит фетишизм, полидемонизм, натурализм вкупе с анимизмом. Объект верований на этой стадии антропоморфен. Религиозное чувство в этот период соединяет в себе 2 элемента: эмоцию боязни и – пока еще очень слабую – симпатию по отношению к божеству. Это чувство характеризуется строго практическим (утилитарным) характером и примыкает к инстинкту самосохранения индивида: оно выражается в стремлении действовать по правилу «даю, чтобы ты мне дал». В это время когда формируется принцип авторитета в первобытной общине - «начальники, жрецы, чародеи говорят и действуют во имя высшей власти и поддерживают социальную связь» [1, 270], - в религиозном чувстве начинает более отчетливо проявляться его социальный характер. По замечанию Рибо, «религиозное чувство имеет стремление соединять, группировать, социализировать» [1, 280]. И тут нет никакого противоречия с идеей об эгоистической составляющей религиозного чувства: люди объединяются для реализации своих интересов.

Однако под влиянием интеллектуального развития, наблюдений и формирования представлений о космическом порядке течение религиозной жизни постепенно меняется, возникают боги отдельных природных стихий, а затем и то, что во времена Рибо называли «монолатрией» - почитание божества, превосходящего других, которые действуют под его властью и которых оно не уничтожает. Далеко не везде эти перемены происходили синхронно: у разных народов этот процесс совершался в разное время. И при этом он всегда сопровождался развитием религиозных чувств: если в первый период в целом преобладают отрицательные эмоции (выражение чувства зависимости), то теперь на первый план выходят чувства удивления, доверия, любви, экстаза (в частности, это проявляется в постепенно исчезновении кровавых жертв и уменьшении числа злых божеств) [1, 273]. С другой стороны, религиозное чувство постепенно соединяется с нравственным чувством, что также свидетельствует о достижении определенного прогресса в религиозном развитии (формируются более дифференцированные представления о загробном существовании). Изначально религиозное и нравственное чувства представляют собой отличные друг от друга формы чувств и отвечают совершенно различным по своей природе стремлениям. Третий период религиозного развития, по мысли Рибо, характеризуется преобладанием интеллектуального элемента, тогда как «застигнутая в самом источнике своем, эмоция течет тонкой струйкой и от религиозного чувства в собственном смысле слова остается неясное благоговение перед неизвестным» [1, 275]. Но даже в самых утонченных религиозных системах остается место для чувства (мистицизм).

Как психолог Рибо называет религиозное чувство полной эмоцией, то есть такой, которая имеет физиологические корреляты (бледность, пот, дрожь и др.), а, с другой стороны, находит выражение в выразительных движениях, жестах, актах, то есть в религиозных обрядах, в которых устанавливается отношение к высшим силам: если сначала обряды были прямым и непосредственным выражением религиозного чувства, то в дальнейшем они обретают символический характер. Иными словами, говоря на психологическом языке, религиозное чувство является полноценной эмоцией, а не производной или вариацией каких-либо других эмоциональных состояний [1, 277-278]. Интересно, что далее Рибо говорит и о людях, которые лишены религиозного чувства. Рибо пишет: «ни один нормальный человек, живущий в обществе, не может быть чужд религиозным идеям, игнорировать их существование, объект, значение; но они могут не оказывать на него никакого влияния, могут оставаться в его мозгу чуждой вещью, не вызывая никакого стремления, никакой эмоции; они могут быть постигнуты, но не прочувствованы» [1, 281]. Есть и другая крайность – патологические формы религиозного чувства, такие как религиозная меланхолия (человек постоянно чувствует себя виновным проклятым, осужденным, презренным), бред одержания бесом (демономания, как ее называет Рибо), экстаз (ограниченность поля сознания одним представлением, восторг), теомания (когда человек считает себя Богом или пророком (одна из форм мегаломании): в этом случае, говорит Рибо, очень сложно провести грань между основателями религий, реформаторами и основателями орденов и чистыми теоманами).

Для своего времени система Рибо была весьма содержательной и интересной. Многие проблемы психологии религии, обсуждение которых он начал как экспериментальный психолог, получили свою дальнейшую разработку в трудах Жане и Джеймса. В России до революции 1917 года труды Рибо были довольно широко известны и пользовались вполне заслуженным признанием. Однако ныне его психологические взгляды, в том числе, его психология религиозных чувств пребывает в некотором забвении.

Основные сочинения

На русском языке

1. Рибо Т. Психология чувств. Пер. с фр. Киев-Харьков: Иогансон, 1897.

2. Рибо Т. Современная английская психология (Опытная школа). Пер. под ред. пер. и критич. этюд П.Д. Боборыкина. М.: К.Т. Солдатенков, 1881.

3. Рибо Т. Наследственность душевных свойств. Пер. с фр. О.Ф.Ф. под редакцией А. Черемшанского. СПб: Издание Карла Риккера, 1884.

4. Рибо Т. Современная германская психология (Опытная школа). Пер. с фр. Л. Ройзмана. СПб: Паровая скоропечатня А. Пороховщикова, 1895.

5. Рибо Т. Гнев: Психофизиологический этюд. Пер. с фр. И.П. Рапгофа. СПб: В.И. Губинский, 1899.

6. Рибо Т. Эволюция общих идей. Пер. с фр. Н.Н. Спиридонова. Москва: маг. «Кн. дело», 1898.

7. Рибо Т. Характер. Образование характера, его элементы, виды, разновидности и уклонения. Пер. с фр. И.П. Рапгофа. СПб: В.И. Губинский, 1899.

8. Рибо Т. Аффективная память. Пер. с фр. Е. Максимовой. СПб: ред. журн. «Образование», 1899.

9. Рибо Т. Философия Шопенгауэра. Пер. с фр. Э. К. Ватсона. СПб: Издание Ф. Павленкова, 1899.

10. Рибо Т. Память в ее нормальном и болезненном состояниях. Пер. с фр. под ред. д-ра Аболенского. СПб: В.И. Губинский, 1900.

11. Рибо Т. Творческое воображение. Пер. с фр. Е. Предтеченского и В. Ранцева. СПб: тип. Ю.Н. Эрлих, 1901.

12. Рибо Т. Логика чувств. Пер. с фр. Л. Семенюта. СПб: О.Н. Попов, 1905.

13. Рибо Т. О страстях: Психологический этюд. Пер. с фр. М. Северак. Одесса: А. Капельман и Навроцкий, 1912.

14. Рибо Т. Воля в ее нормальном и болезненном состояниях. Пер. с фр. под ред. д-ра В. Аболенского. СПб: В.И. Губинский, 1916.