/

Корнелис Петер Тиле

Автор: Виктор Барашков

Корнелис Петер Тиле (Cornelis Petrus Tiele, 1830-1902) – голландский историк религии, ориенталист, один из «отцов-основателей» религиоведения

Вехи жизни и творчества

Корнелис Петер Тиле – один из ведущих голландских теологов и религиоведов – родился в 1830 году в Лейдене (Голландия). Изучал теологию в Амстердамском университете. В 1853 г. становится священником. Самостоятельно изучает древние религии, язык Авесты, ассирийский, вавилонский и египетский языки. В 1872 г. удостоен звания почетного доктора Лейденского университета. С 1873 г. К. Тиле преподавал историю религий в протестантской семинарии г. Лейдена. С 1877 г. возглавил кафедру истории и философии религии на теологическом факультете Лейденского университета. Умер в 1902 г. в Лейдене.

К. П. Тиле – один из тех, кто способствовал институциональному становлению религиоведения и стоял у истоков первой кафедры, специализирующейся на научном изучении религии. К. П. Тиле принадлежат несколько важных работ, наибольшее влияние из них оказали те, которые были переведены на английский и немецкий языки. К ним относятся «Очерки истории религии до распространения универсальных религий» (1876), немецкие переводы этой книги (начиная с 3-его издания) выходили под редакцией Натана Зёдерблома. Шестое и последнее ее издание, опубликованное в 1931 году, по утверждению М. Стаусберга, «оставалось влиятельным примерно до начала второй мировой войны» (Stausberg M. The Study of Religion(s) in Western Europe (I): Prehistory and History until World War II / Religion. 2007. Vol. 37. P. 309). Тиле был одним из ведущих исследователей египетской и месопотамской религии, чему посвятил несколько своих работ: «Сравнительная история египетской и месопотамской религий. Том 1. История египетской религии» (1882). На основе Гиффордских лекций, которые К. П. Тиле прочитал в 1896-1898 годах, был опубликован двухтомник «Элементы науки о религии» (1896-1898), тезисы которого были опубликованы на немецком языке в 1901 году как «Основные принципы науки о религии».

К. П. Тиле не считал изучение первобытных религий как таковых предметом истории религий, и обосновывал это, исходя из привычных для его времени представлений, что эти народы «не имеют истории»: «Описание так называемых естественных религий, которое относится к этнологии, исключено из нашего плана по понятным причинам. Они не имеют истории; и в исторической цепи они только служат тому, чтобы дать возможность нам сформировать идею древних доисторических анимистических религий, остатками или, можно сказать, руинами которых они являются» (Outlines of the History of Religion… P. 6).

Основные сочинения

На русском языке:

  • Тиле Корнелис. Основные принципы науки о религии / Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1 / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон+, 1996. С. 144-196.

На английском языке:

  • Tiele C. P. Outlines of the History of Religion to the Spread of the Universal Religions. London: Trübner, 1877.
  • Tiele C. P. Comparative History of the Egyptian and Mesopotamian Religions. Vol. I: History of the Egyptian Religion. London: Trübner & Ludgate Hill, 1882.
  • Tiele C. P. Religions / The Encyclopaedia Britannica (9th edition). Edinburgh: Adam and Charles Black, 1886. P. 358-371.
  • Tiele C. P. On the Study of Comparative Theology / John Henry Barrows (ed.). The World’s Parliament of Religions. 2 Vols. London: “Review of Reviews” Office, 1893. Vol. 1. P. 583-590.
  • Tiele C. P. Elements of the Science of Religion. Part I: Morphological; Part II: Ontological. Edingurgh-London: Blackwood, 1897-1899.

На немецком языке:

  • Tiele C. P. Babylonisch-Assyrische Geschichte bis zur Eroberung Babels durch Cyrus (Handbücher der alten Geschichte, I, 4). 2 Bände. Gotha: Perthes, 1886-1888.