/

Крауфорд Хауэлл Той

Автор: Виктор Барашков

Крауфорд Хауэлл Той (Crawford Howell Toy, 1836-1919) – американский теолог, гебраист, историк религии.

Вехи жизни и творчества

К. Х. Той родился 23 марта 1836 г. в Норфолке (штат Виргиния). Окончил университет Виргинии в 1856 г., затем учился в южной баптистской теологической семинарии в Гринвилле (Южная Каролина). Его учеба была прервана гражданской войной, во время которой он служил пехотинцем, а затем капелланом. После войны в 1865-1866 гг. Той преподавал греческий язык в университете Виргинии, а затем отправился в Германию в Берлинский университет (1866-1868 гг.) изучать теологию, санскрит и семитские языки. Там он познакомился с историко-критическим методом изучения Библии. Проучившись два года в Берлине, он принимает приглашение от южной баптистской теологической семинарии. С 1869 по 1879 гг. он был профессором Ветхого Завета и преподавал интерпретацию Ветхого Завета и семитские языки. Впоследствии он вступил в конфликт с администрацией семинарии за постановку вопросов о доктрине богодухновенности Библии, в результате чего подал в отставку. В 1880-1909 года Той преподавал в Гарварде как профессор древнееврейского и других восточных языков и лектор библейской литературы. Он преподавал языки (в том числе арабский, эфиопский и древнееврейский) в Divinity School в Гарварде. После 8 лет в Гарварде Той присоединился к унитарианской церкви в Кембридже, оставив южную баптистскую традицию, которую исповедовал в своей молодости. К.Х. Той был одним из основателей и членом американской филологической ассоциации (президент в 1879-1880 гг.), членом американского общества ориенталистов (президент в 1908 г.), американская академия искусств и наук выбрала его своим членов в 1888 году. Умер К.Х. Той 12 мая 1919 года в Кембридже (Массачусетс).

Среди множества его работ можно выделить «Введение в историю религий» (1913), которую он написал для серии учебников по истории религий, издаваемых Моррисом Ястровом (1861-1921). Говоря о «введении» в историю религий К. Х. Той имеет в виду рассмотрение истории первобытных религий. Целью этой работы он считает «описание основных обычаев и идей, которые лежат в основе всей общественной (public) религии… Ссылки на высшие религии введены для иллюстрации линий прогресса (Introduction to the history of religions. P. 7). Той принимает тезис (общепринятый в раннем религиоведении) о развитии религии: «предположение о непрерывном религиозном развитии с древнейших времен находится в согласии со всем тем, что мы знаем о человеческой истории, но… пока будет благоразумнее не выносить выводов о характере доисторической религии» (Ibid). В чем-то его подход, связывающий развитие религии с развитием цивилизации, напоминает подход Аллана Мензиса: «В целом, религиозное развитие идет рука об руку с социальной организацией…» (Ibid). К.Х. Той выделяет внешнюю и внутреннюю историю религии: «Внешняя история религии есть история процесса, согласно которому религиозное чувство присоединялось к различным концепциям, сформированным человеческим опытом… Внутренняя история религии – это история индивидуального религиозного эмоционального опыта» (Ibid. P. 8-9). Что характерно, Той ставит своей задачей исследование именно внешней истории религии, поскольку внутренняя история, согласно ему, особенно интересна только в периоды развитой культуры.

Основные сочинения

На английском языке:

  • Toy C.H. The History of the Religion of Israel: An Old Testament Primer. Boston: American Unitarian Association, 1882.
  • Toy C.H. Quotations in the New Testament. Charles Scribner's Sons, 1884.
  • Toy C.H. Judaism and Christianity: A Sketch of the Progress of Thought from Old Testament to New Testament. Boston: Little, Brown, 1890.
  • Toy C.H. Esther as Babylonian Goddess. Boston: Houghton Mifflin, 1898.
  • Toy C.H. A Critical and Exegetical Commentary on the Book of Proverbs. New York: Scribner's, 1899.
  • Toy C.H. The Book of the Prophet Ezekiel. New York: Dodd, 1899.
  • Toy C.H. Introduction to the History of Religions. Boston: Ginn, 1913.