/

Фридрих Хайлер

Автор: Станислав Панин

Фридрих Хайлер (Friedrich Heiler, 1892 - 1967) - немецкий религиовед, представитель феноменологии религии. Занимался изучением типологии религиозности, известен своей детально разработанной типологией молитвы. Являлся участником сообщества «Эранос».

Основные вехи жизни и творчества

Хайлер получил образование в Университете Мюнхена, где с 1918 года работал в должности приват-доцента. С 1922 года до выхода на пенсию в 1960 он являлся профессором теологического факультета в Марбургском университете.

Хайлер был цельной и интересной личностью и органично совмещал научные занятия с личным интересом к исследуемым темам. Хотя Хайлер был воспитан в русле католицизма, он в равной мере интересовался и западными, и восточными религиями, предполагая необходимость их будущего соединения в единую всемирную церковь. Главной задачей своих научных изысканий Xайлер полагал реконструкцию того универсального пласта религиозности, в котором проявляется духовное единство человечества. Подобное исследование, с точки зрения Хайлера, с одной стороны, имело бы научное значение, а с другой могло способствовать созданию той самой единой церкви, о которой он мечтал.

Типы религиозности

По мысли Xайлера, в истории религии существовало два основных типа религиозности.

Первый тип, мистическая религия спасения, является, по мысли Хайлера, высшим типом религиозности в Индии и, в целом, свойственен скорее восточной культуре. В Европе она появляется в поздней греческой античности и через греческую философию проникает в христианство, где находит своё наивысшее выражение.

Второй тип - пророческая религия откровения. Появившись в Израиле, она послужила основой для Нового Завета. Эта пророческая религия откровения была радикально обновлена в Новое Время Лютером.

Таким образом, в христианстве (прежде всего, в католицизме), по мнению Хайлера, оба типа религиозности сливаются и одновременно находят своё наиболее полное выражение.

Типология молитвы

Типология молитвы, разработанная Хайлером, соответствует более детально разработанной схеме типов религиозности. Типологию молитвы Хайлер разрабатывает в своей фундаментальной работе «Молитва». В совокупности Хайлер выделял шесть типов молитвы:

  • Примитивная молитва - тип молитвы, свойственный первобытным народам и проистекающий из примитивных страхов и желаний. Этот тип молитвы, в целом, связан с аффективными реакциями первобытного человека. Молитва этого типа спонтанна и не формализована, не имеет стандартного текста.
  • Ритуальная молитва - ритуальная молитва появляется тогда, когда первобытный человек отмечает для себя, что после некоторых случаев молитвы он получает желаемый результат, а после некоторых - нет. Он предпринимает попытку зафиксировать удачные формы молитвы в форме строго формализованного ритуала, отступать от которого запрещается.
  • Греческий (или культурный) тип молитвы - в понимании Хайлера, этот тип молитвы характеризуется тем, что люди учатся ставить на первый план не личные нужды и земные потребности, а нужды сообщества и духовные потребности, ища вдохновения и наставления от богов. Этот тип молитвы был свойственен не всем древним грекам, а скорее их интеллектуальной элите.
  • Философская молитва - наиболее рациональный тип молитвы, эволюционирующий из греческого типа. Люди, приверженные такому типу молитвы, рассматривают молитву скорее как медитацию, внутреннее сосредоточение, выражение благодарности Богу, т.к. их рациональные убеждения зачастую не позволяют им принять идею о возможности вмешательства Бога в земные дела.
  • Мистическая молитва - мистик ищет в молитве озарения, соединения с божеством. Он уверен, что Бог, присутствующий во всем, может непосредственно войти в человека и изменить его. Мистическая молитва, тем самым, является, согласно Хайлеру, как бы приглашением для Бога войти в человека.
  • Пророческая молитва - пророческая молитва, согласно Хайлеру, является наиболее поздним и наиболее возвышенным типом молитвы. В ней человек говорит с Богом напрямую, вступает с ним в диалог. Этот тип, по Хайлеру, наиболее характерен для библейской религии. Пришествие Христа при этом рассматривается Хайлером как своего рода апофеоз пророческого типа религиозности, когда молитва уже становится, фактически, не нужна и человек говорит с Богом (Христом) так же, как он говорит с другими людьми.

Таким образом, Хайлер пытается наметить универсальную схему развития религии от древности до наших дней. Эта схема, в каком-то смысле, является циклической: от спонтанной молитвы первобытного человека через формализованную ритуальную молитву происходит возвращение ко вновь вполне спонтанной практике пророческой молитвы. Однако здесь можно заметить и элемент прогресса: если для древнего человека молитва является простым следствием его желаний и страхов, то в пророческой религии молитва становится общением человека и Бога как двух субъектов, двух личностей.

Основные работы

На английском языке

  • Heiler, Friedrich. Prayer: A Study in the History and Psychology of Religion. Oneworld Publications, 1997.

На немецком языке

  • Heiler, Friedrich. Die Buddhistische Versenkung. Eine religionsgeschichtliche Untersuchung. Reinhardt, München 1918; 2. A. ebd. 1922.
  • Heiler, Friedrich. Das Gebet. Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung (= Diss. München 1917). Reinhardt, München 1919; unv. Nachdruck der 5. A. 1923 ebd. 1969.
  • Heiler, Friedrich. Das Wesen des Katholizismus. Sechs Vorträge, gehalten im Herbst 1919 in Schweden. Reinhardt, München 1920.
  • Heiler, Friedrich. Katholischer und evangelischer Gottesdienst. Kaiser, München 1921; 2. A. Reinhart, München 1925.
  • Heiler, Friedrich. Sadhu Sundar Singh. Ein Apostel des Ostens und Westens. Reinhart, München 1924; Turm, Bietigheim 1987 (= Nachdruck der 4. A. München 1926).
  • Heiler, Friedrich. Evangelische Katholizität (= Gesammelte Aufsätze und Vorträge, Band 1). Reinhardt, München 1926.
  • Heiler, Friedrich. Im Ringen um die Kirche (= Gesammelte Aufsätze und Vorträge, Band 2). Reinhardt, München 1931.
  • Heiler, Friedrich. Urkirche und Ostkirche (= Die Katholische Kirche des Ostens und Westens, Band 1). Reinhardt, München 1937.
  • Heiler, Friedrich. Altkirchliche Autonomie und Päpstlicher Zentralismus (= Die Katholische Kirche des Ostens und Westens, Band 2, Teil 1). Reinhardt, München 1941.
  • Heiler, Friedrich. Der Vater des katholischen Modernismus. Alfred Loisy (1857–1940). Erasmus, München 1947.
  • Heiler, Friedrich. Mysterium Caritatis. Predigten für das Kirchenjahr. Reinhardt, 11. Aufl., München 1949.
  • Heiler, Friedrich. Die Religionen der Menschheit in Vergangenheit und Gegenwart (als Hg., unter Mitarbeit von Kurt Goldammer, Franz Hesse, Günter Lanczkowski, Käthe Neumann und Annemarie Schimmel). Reclam (UB 8274–85), Stuttgart 1959; 2. A. 1962.
  • Heiler, Friedrich. Erscheinungsformen und Wesen der Religion. Kohlhammer, Stuttgart 1961; 2. verb. A. 1979.
  • Heiler, Friedrich. Ecclesia Caritatis. Ökumenische Predigten für das Kirchenjahr. Edel, Marburg 1964.
  • Heiler, Friedrich. Vom Werden der Ökumene. 2 Vorlesungen. Evang. Missionsverlag (Beiheft zur Ökumenischen Rundschau 6), Stuttgart 1967.
  • Heiler, Friedrich. Die Frau in den Religionen der Menschheit. De Gruyter (Theologische Bibliothek Töpelmann 33), Berlin 1977.
  • Heiler, Friedrich. Rundbriefe der Ostasien- und Indienreise. Mit einer Prosopografie hg. von Udo Tworuschka. Lembeck, Frankfurt am Main 2004.