/

Герберт Вигхнантака Гюнтер (Herbert Vighnāntaka Günther)

Автор: Екатерина Середа

Герберт Вигхнантака Гюнтер (Herbert Vighnāntaka Günther, «положивший конец препятствиям», 1917-2006) - выдающийся немецкий философ и профессор буддологии, был одним из первых переводчиков учения Ваджраяны и Дзогчен на английский язык. Он хорошо известен за его новаторские переводы «Драгоценного украшения Освобождения» Гампопы и «Трилогии о покое» (тиб. ngal-gso skor-gsum) Лонгченпы, которые были опубликованы в трилогии под названием «Благая склонность к обретению покоя» («Kindly Bent to Ease Us»).

Вехи жизни и творчества

Доктор Герберт Гюнтер родился в Бремене, Германия, и был единственным сыном Райнхольд Гюнтера и его жены. Начал изучение китайского языка и санскрита еще в школе, получил степень доктора философии в 1939 году в Мюнхенском университете, затем докторскую степень по Искусствоведению в Вене. Гюнтер пошел дальше, став одним из ведущих буддийских ученых нашего времени. Гюнтер знал около 20 языков. Он перешел к преподаванию и преподавал в Венском университете с 1943 по 1950 год, далее отказавшись служить под началом реабилитированного экс-нациста Эриха Фраувальнера, и отправившись в Индию, где он жил и преподавал в течение следующих четырнадцати лет, в унвиерситете Лакхнау, а затем Варанаси, где он стал заведующим кафедрой сравнительной философии и буддийских исследований (1958-1963. Он имел большое количество контактов в Индии и гималайском регионе, среди которых Его Святейшество Далай-лама и множество воплощенных лам. Гюнтер покинул Индию в 1964 году, заняв должность заведующего кафедрой Дальнего Востока в университете Саскачеван, Саскатун, Канада. Гюнтер был глубоким знатоком буддизма, пытавшимся найти новые методы изложения, анализа и синтеза восточной философии и разработкой концептуального и терминологического аппарата. Его метод имел много поклонников, и, хотя многие из его вариантов перевода не прижились, его работа действительно оказала неоспоримое влияние на многих переводчиков. По словам Стивена Гудмана, Гюнтер указывал, что хороший переводчик должен делать две вещи: 1) переводить тибетские термины исходя из жанра и контекста, в котором они используются, и 2) постоянно совершенствовать свои подходы к переводу.

Основные сочинения

На иностранном языке:

  • Guenther, Herbert V. (1949) Das Seelenproblem im älteren Buddhismus.
  • Guenther, Herbert V. (1952) Yuganaddha - the Tantric View of Life.
  • Guenther, Herbert V. (1956) Concept of Mind in Buddhist Tantrism.
  • Guenther, Herbert V. (1958) Levels of Understanding in Buddhism.
  • Sgam-po-pa (author) Guenther, Herbert V. (trans) (1959, 1986). The Jewel Ornament of Liberation. London Rider & Co., (1959); new edition Boston, Massachusetts, USA: Shambhala Publications., Inc. ISBN 1-57062-614-6(pbk.)
  • Guenther, Herbert V. (1959–60) The Philosophical Background of Buddhist Tantrism.
  • Guenther, Herbert V. (1969) The Royal Song of Saraha: a Study in The History of Buddhist Thought. ISBN 978-0-87773-042-2
  • Guenther, Herbert V. (trans) Kindly Bent to Ease Us, Part 1: Mind. Berkeley, CA, USA: Dharma Publishing, 1975. ISBN 978-0-913546-40-6
  • Guenther, Herbert V. (trans) (1959, 1986). Kindly Bent to Ease Us, Part 2. Berkeley, CA, USA: Dharma Publishing, 1976. ISBN 978-0-913546-43-7
  • Guenther, Herbert V. (trans) (1959, 1986). Kindly Bent to Ease Us, Part 3: Wonderment. Berkeley, CA, USA: Dharma Publishing, 1975. ISBN 978-0-913546-45-1
  • Guenther, Herbert V. (1959, 1986). Tibetan Buddhism In Western Perspective. Berkeley, CA, USA: Dharma Publishing, 1986. ISBN 978-0-913546-50-5
  • Guenther, Herbert V. (1963) The Life and Teachings of Naropa. Translated from Tibetan with Philosopical Commentary based on the Oral Transmissions.. Oxford: Clerendon Press. Reprinted: Shambala South Asia Editions. ISBN 1-56957-110-4
  • Guenther, Herbert V. Tibetan Buddhism without Mystification: The Buddhist Way from Original Tibetan Sources, Brill 1966. Reprinted as Treasures on the Tibetan Middle Way, (Shambhala, 1976)
  • Guenther, Herbert V. (1971) Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Penguin, London. : ISBN 0-14-021392-9. Shambhala Publications, Boulder and London 1976. ISBN 0-87773-091-1
  • Guenther, Herbert V. and Chogyam Trungpa (1975) The Dawn of Tantra. Shambala Publications, Inc. ISBN 0-87773-059-8 (pbk) ISBN 1-57062-896-3 (pbk)
  • Guenther, Herbert (1974) Philosophy and Psychology in the Abhidharma Delhi, India Motilal Banarsidass Publishers ISBN 81-208-0773-1
  • Guenther, Herbert (1975) Mind In Buddhist Psychology: The Necklace of Clear Understanding by Yeshe Gyaltsen Berkeley, CA Dharma Publishing ISBN 0-913546-06-2
  • Guenther, Herbert (1975) On Spiritual Discipline, Toronto, The Dreadnaught Press. (Limited Edition).
  • Guenther, Herbert (1976) The Tantric View of Life (Shambhala, 1976)
  • Klong-chen rab-'byams pa Looking Deeper: A Swan's Questions and Answers (Ngang pa'i dris lan sprin gyi snyng po) (Timeless Books, 1983)
  • Guenther, Herbert (1984) Matrix of Mystery: Scientific and Humanistic Aspects of rDzog-chen Thought 1984 Boulder, CO ISBN 0-87773-291-4
  • Guenther, Herbert (1987) Creative Vision: The Symbolic Recreation of the World According to the Tibetan Buddhist Tradition of Tantric Visualization Otherwise Known as The Developing Phase (Lotsawa, 1987)
  • Guenther, Herbert (1989) From Reductionism to Creativity: rDzogs-chen and the New Sciences of Mind, (Shambhala, 1989)
  • Guenther, Herbert (1992) Meditation Differently: Phenomenological-psychological Aspects of Tibetan Buddhist (Mahāmudrā and sNying-thig) Practices from Original Tibetan Sources. Matilal Banarsidass
  • Guenther, Herbert V. (1993) Ecstatic Spontaneity: Saraha's Three Cycles of Doha (Asian Humanities Press, 1993)
  • Guenther, Herbert V. (1996) The Teachings of Padmasambhava. Brill.

Статьи

  • Das Sidat-Samgarava - eine Grammatik des klassischen Sinhalesisch.« Z.D.M.G., 1942.
  • «Über das ka -Suffix im Sinhalesischen und die einheimische Genuslehre.» Z.D.M.G., 1943.
  • «Die Buddhistische Kosmogonie.» Z.D.G.M., 1946.
  • «Die Sinhalesische Sandeåa-Dichtung der 14 und 15, Jahrhunderte.» W.Z.K.M., 1946
  • «Der Mahanagakula-Sandeåa.» W.Z.K.M., 1946
  • «Einige Überlieferungsgeschichtliche Bemerkungen zum Dutthagamani- Epos.»W.Z.K.M., 1946.
  • «Ceylon im 15, Jahrhundert.» W.Z.K.M., 1946.
  • «Die verwandtschafsverhaltnisse der Sinhalesischen Konige im 15 und 16, Jahrhundert.» W.Z.K.M., 1947.
  • «Das Geistesleben der Naturvolker und indische Welt-anschaung.» Archiv Fur Volkerkunde, 1947.
  • «Noun Inflexion in Old Sinhalese.» Journal of the Royal Society, 1949.
  • «The Conditional Mood in Sinhalese.» Journal of Oriental Studies, 1949.
  • «Der Begriff des Leeren im Altindoarischen.» K.Z., 1950.
  • «Gabe und Geber.» K.Z., 1951
  • «The Bodhisattva's Realm of Knowledge.» Stepping Stones, vol.1, no.7, 1951.
  • «In Praise of Bodhicitta.» Stepping Stones, vol. 1, no. 8, 1951.
  • «Friends in the Good Life.» Stepping Stones, vol. 1, no. 9-10, 1951.
  • «The Diamond of Omniscience.» Stepping Stones, vol. 2, no. 2, 1952.
  • «The Jewel of Buddhahood.» Stepping Stones, vol. 2, No. 4, 1952.
  • «The Origin and Spirit of Vajrayana.» Stepping Stones, vol. 2, no. 7-8, 1952.
  • «Our Position in Life.» Stepping Stones, vol. 2, no. 7-8, 1952.
  • «Ahankara and Selfishness.» Stepping Stones, vol. 2, no. 6-8, 1952.
  • «The Psychology of the Three Kayas.» Uttara Bharati, vol. 2, no. 1, 1955.
  • «Dvags. Po. Lha. Rje's «Ornament of Liberation» Journal of the American Oriental Society Vol. 75, No. 2 (Apr. - Jun., 1955), pp. 90–96.
  • «Refuge.» Mahabodhi, vol. 63, 1955.
  • «Mantrayana aur Sahajayana.» 2500 Years of Buddhism. Delhi:Government of India, 1956.
  • «Mantrayana aur Sahajayana.» Bauddh-dharm ke 2500 varsh. Delhi:Government of India, 1956.
  • «How to Listen to Dharma.» Mahabodhi, vol. 64, 1956.
  • «Equanimity.» Mahabodhi, vol. 66, 1958.
  • «The Concept of Mind in Buddhist Tantrism.» Journal of Oriental Studies, vol. 3, 1959-60.
  • «The Philosophical Background of Buddhist Tantrism.» Journal of Oriental Studies, vol, 4, 1959-60.
  • «Levels of Understanding in Buddhism.» Journal of Oriental Studies, vol. 78, no. 1, 1960.
  • «Three Essentials.» Middle Way, 1961.
  • «A New Tibeto-Mongol Pantheon», Ragu Vira and Lokesh Chandra. Delhi, 1961.
  • «Religion and Everyday Life.» Middle Way, 1962.
  • «Indian Buddhist Thought in Western Perspective - Infinite Transcendence versus Finiteness.» History of Religions, 3, 1963.
  • «Some Aspects of Tibetan Religious Thought.» History of Religions, vol. 3, 1963.
  • «Saraha's Song of Human Action.» Middle Way, 1965.
  • «Art and Thought in the Eastern World.» Art Journal, Saskatchewan Society for Education Through Art, 1965.
  • «Mentalism and Beyond in Buddhist Philosophy.» Journal of the American Oriental Society, vol. 86, 1966.
  • «Le Maitre Spirituel en Tibet.» Hermes, 1966-67.
  • «An Introduction to Tibetan Buddhism.» The Tibet Society Newsletter, vol. 1, no. 7, 1967.
  • «The Concept of Freedom in Cross-Cultural Perspective.» Saskatchewan History Teacher's Newsletter, vol. 5, no. 1, 1968.
  • «Tantra and Revelation.» History of Religions, vol. 7, no. 4, 1968.
  • «The Spiritual Guide as Mystical Experience.» The R.M. Bucke Memorial Society Newsletter-Review, vol. 3, no. 1, 1968.
  • «Guilt and Purification in Buddhist Tantrism.» Proceedings of the XIth International Congress for the History of Religions, vol. 2, Leiden, 1968.
  • «Tantra: Meaningful Existence.» Maitreya, vol. 1, 1969, Shambala
  • «Mind, Space and Aesthetic Awareness» Anjali Peradanya, 1970.
  • «Absolute Perfection» in Crystal Mirror I (Dharma Press, 1971)
  • «Fact and Fiction in the Experience of Being» in Crystal Mirror II (Dharma Press, 1972)
  • «On 'Spiritual Discipline'» in Maitreya vol. 3, 1972, Shambala
  • «The Path and the Goal.» The American Theosophist, vol. 60, no. 5, 1972.
  • «Fact and Fiction in the Experience of Being.» Crystal Mirror, vol. 2, Emeryville: Dharma Publishing, 1972.
  • «Buddhist Metaphysics and Existential Meditation» Sciences Religieuses Studies in Religion, vol, 1, no. 4, 1972.
  • «Samvriti and Paramartha in Yogacara According to Tibetan Sources.» Two Truths in Buddhism and Vedanta, Ed. M. Sprung, Dordrecht: D. Reidel Publishing, 1973.
  • «Forward.» Calm and Clear, Lama Mipham, Emeryville: Dharma Publishing, 1973.
  • «The Male-Female Polarity in Oriental and Western Thought.» Maitreya, 4, 1973.
  • «Buddhist Mysticism.» Encyclopædia Britannica, 1974.
  • «Buddhist Sacred Literature.» Encyclopædia Britannica, 1974.
  • «Forward» An Introduction to Tantric Buddhism, S.B. Dasgupta, Berkeley:Shamhala, 1974.
  • «The Development of Tibetan Art.» Sacred Art of Tibet, Emeryville:Dharma Publishing, 1974.
  • «Early Forms of Tibetan Buddhism.» Crystal Mirror vol. 3, Emeryville:Dharma Publishing, 1974.
  • «The Teacher and the Student.» Maitreya, 5, 1974.
  • «Mind is the Root.» Crystal Mirror 3, Emeryville:Dharma Publishing, 1974.
  • «The Male-Female Polarity in Oriental and Western Thought» in Maitreya vol. 4, 1973, Shambhala
  • «Early Forms of Tibetan Buddhism» in Crystal Mirror III (Dharma Press, 1974)
  • «The Teacher and the Student» in Maitreya vol. 5, 1974, Shambhala
  • «A Look Into the Sky Like Mirror.» Crystal Mirror 3, Emeryville:Dharma Publishing, 1974.
  • «Mahamudra - The Method of Self - Actualization.» The Tibet Journal 1, 1975.
  • «Three Paths with a Single Goal.» Gesar vol. 2, no. 4, Emeryville:Dharma Publishing, 1975.
  • «Tantra and Contemporary Man.» Loka, Garden City, N.Y.:Anchor Press Doubleday, 1975.
  • «Towards an Experience of Being Through Psychological Purification.» A Study of Klesa, ed. Genjun H. Sasaki, Tokyo:Shimizukobundo Ltd., 1975.
  • «A Journey Through Life: Five Stages on the Buddhist Path.» Gesar vol. 3, no. 2, Emeryville:Dharma Publishing, 1975.
  • «Conversations with Herbert Guenther.» Gesar vol. 3, no. 1, Emeryville:Dharma Publishing, Fall 1975.
  • «The Activation of Inner Potential.» Gesar vol. 3, no. 4, Emeryville:Dharma Publishing, Summer 1976.
  • «The Road to Growth:The Buddhist Way.» Gesar vol. 3, no. 3, Emeryville:Dharma Publishing, 1976.
  • «The Preparatory Stage.» Garuda IV, The Foundations of Mindfulness, Boulder:Shambala Publications, 1976.
  • «Towards Spiritual Order» in Maitreya vol. 6, 1977, Shambhala
  • «The Fine Art of Translating, Interview with H.V. Guenther.» Gesar vol. 4, no. 4, Emeryville:Dharma Publishing, 1978.
  • «Absolute Perfection.» Crystal Mirror - Journal of Tibetan Nyingma Meditation Center, Berkeley, CA, Emeryville:Dharma Publishing,
  • «The Experience of Being: The Trikaya Idea in its Tibetan Interpretation.» In Developments in Buddhist Thought, ed. Roy C. Amore, SR Supplements 9, Waterloo:Canadian Corporation for Studies in Religion, 1979.
  • «Bodhisattva - The Ethical Phase in Evolution.» In The Bodhisattva Doctrine in Buddhism, ed. Leslie S. Kawamura, SR Supplements 10, Waterloo:Canadian Corporation for Studies in Religion, 1981.
  • «The Old and the New Vision.» In The Evolutionary Vision, ed. Erich Jantsch, American Association for the Advancement of Science Selected Symposium no. 61, 1981.
  • «Tasks Ahead.» Presidential Address Given on the Occasion of the Third Conference of the International Association of Buddhist Studies, Winnipeg, Canada, August 1980.
  • «Meditation Trends in Early Tibet.» In Early Ch'an in China and Tibet, ed. Whalen Lai and Lewis R. Lancaster, Berkeley Buddhist Studies Series 5, 1983.
  • «Buddhist rDzogs-chen Thought and Western 'Daseinsanalyse'.» In Buddhist and Western Psychology, ed. Nathan Katz, Boulder: Prajna Press, 1983.
  • «Buddhism in Tibet» in Joseph M. Kitigawa and Mark D. Cummings (eds.) Buddhism and Asian History (Macmillan, 1987)
  • «Vajrayana Buddhism and Modern Man.» in One Vehicle, Journal of the National University of Singapore Buddhist Society, 1984.
  • «The Existential Import of Dynamic Structures in rDzogs-chen Buddhism.» In Acta Indologica, vol. VI, 1984.
  • «Being's Vitalizing Core Intensity.» Journal of Naritasan Institute for Buddhist Studies, no. 10, Narita, Japan, 1986.
  • «Der geistige Mentor als unmittelbares Erlebnis.» In Lotusblätter: Zeitschrift für Buddhismus, München, 1991.
  • «Prozessdenken und buddhistische Psychologie.» In Bodhibaum: Buddhistische Zeitschrift für Gesellschaft und Kultur, Wien 1993.
  • «The Intensity-Immensity Singularity - A New Approach to Tantra.» In Dhih - Journal of Rare
  • «Basic Features of Buddhist Psychology» in John Pickering (ed.), The Authority of Experience: Essays on Buddhism and Psychology (Curzon 1997)
  • «The Complexity of the Initial Condition.» In The International Journal of Transpersonal Studies, vol. 16, no. 2, December 1997..
  • «Sound, Color, and Self-Organization.» In The International Journal of Transpersonal Studies, vol. 17,no. 1, 1998
  • «Mandala and/or dkyil-'khor» In The International Journal of Transpersonal Studies, vol. 18, no. 1, 1999
  • » 'Yoga' A Tibetan Perspective» In Yoga & World - International Newsletter for Yoga Teachers and Students, no. 11 (October–December 1999) Lower Lake, C.A, In The Cosmic Light - The University of Science & Philosophy Quarterly Magazine, Spring 2000. Vol. 2, no. 2
  • «Light - An Emergent Phenomenon.» In The Cosmic Light - The University of Science & Philosophy Quarterly Magazine, Autumn 1999, Vol. 1, no. 4
  • «The Male-Female Complementarity.» In The Cosmic Light - The University of Science & Philosophy Quarterly Magazine, Summer 2000, Vol. 2, no. 3
  • «Reflections on Ethics: Cross-cultural Perspective.» In The Cosmic Light - The University of Science & Philosophy Quarterly Magazine, Winter 2001, Vol. 3, no. 1
  • «The Lama: From Authenticity to Theatrics.» In The Cosmic Light - The University of Science & Philosophy Quarterly Magazine, Spring 2001, Vol. 3, no. 2
  • «Three, Two, Five.» In Journal of Integral Studies in Consciousness, Culture, Science, Spring 2000, vol. 1
  • «The Homology of Emotionality and Rationality, Part I», Canadian Journal of Buddhist Studies (Number One, 2005), Nalanda College of Buddhist Studies, Toronto

Переводы

  • Long-chen-pa, «The Natural Freedom of Mind» in Crystal Mirror IV (Dharma Press, 1975)
  • Klong-chen rab-'byams-pa, «Now That I Come to Die» in Crystal Mirror V (Dharma Press, 1977)
  • Concept of Mind in Buddhist Tantrism, (1956), CMBT
  • Philosophy and Psychology in the Abhidharma (1957)
  • Levels of Understanding in Buddhism, (1958), LUB
  • sGam-po-pa, Jewel Ornament of Liberation (1959), JOL
  • The Philosophical Background of Buddhist Tantrism, (1959-60), PBBT
  • Life and Teaching of Naropa (Oxford 1963)
  • Royal Song of Saraha: A Study in the History of Buddhist Thought (University of Washington, 1969)
  • Mind in Buddhist Psychology: A Translation of Ye-shes rgyal-mtshan's «The Necklace of Clear Understanding», co-translated by Leslie S. Kawamura, (Dharma 1975)
  • Klong-chen rab-'byams-pa, Kindly Bent to Ease Us (Ngal-gso skor-gsum) in three volumes, KBEU (Mind (Dharma Press, 1975), Meditation (Dharma Press, 1976), Wonderment (Dharma Press, 1976))
  • Tibetan Buddhism without Mystification: The Buddhist Way from Original Tibetan Sources, Brill 1966. Reprinted as Treasures on the Tibetan Middle Way, (Shambhala, 1976)
  • Klong-chen rab-'byams pa Looking Deeper: A Swan's Questions and Answers (Ngang pa'i dris lan sprin gyi snyng po) (Timeless Books, 1983), LD
  • Visionary Journey: The Story of Wildwood Delights: The Story of The Mount Potala Delights, (Shambhala, 1989)
  • Some Aspects of rDzogs-chen Thought in Tibetan Buddhism: Reason and Revelation, (1992), SADT
  • Meditation Differently—Phenomenological-psychological Aspects of Tibetan Buddhist (Mahāmudrā and sNying-thig) Practices from Original Tibetan Sources, (1992), MD
  • Ecstatic Spontaneity: Saraha's Three Cycles of Doha (Asian Humanities Press, 1993)

Комментариии/предисловия

  • Allan Combs, The Radiance of Being: Complexity, Chaos and the Evolution of Consciousness (Paragon 1995)
  • Eva M. Dargyay, The Rise of Esoteric Buddhism in Tibet (Motilal, 1978)
  • Tarthang Tulku, Time, Space, and Knowledge (Dharma Press, 1977)
  • Lama Mipham, Calm and Clear (Dharma Press, 1973)