/

Эдвард Вашбэрн Хопкинс

Автор: Виктор Барашков

Эдвард Вашбэрн Хопкинс (Edward Washburn Hopkins, 1857-1932) - американский санскритолог, историк индийских религий.

Вехи жизни и творчества

Э. В. Хопкинс родился в Нортхэмптоне (Массачусетс) в 1857 г. Окончил Колумбийский университет в 1878 году (его бакалаврская работа была посвящена сравнительному анализу греческой и санскритской литературы), затем учился в Лейпциге, где получил в 1881 году докторскую степень (диссертация была посвящена отношениям между четырьмя кастами в законах Ману). В 1881-1885 гг. был преподавателем в Колумбийском университете, в 1885-1895 гг. профессором греческого, санскрита и сравнительной филологии в колледже Брин Маур (Bryn Mawr College), с 1895 года профессором санскрита и сравнительной филологии в Йельском университете. В 1896-1897 гг. совершил поездку в Индию, что обусловило его хорошую осведомленность не только в древней, но и в современной ему истории Индии. Э. В. Хопкинс был секретарем Американского общества ориенталистов (1896-1908), президентом этого общества в 1908-1909 и 1922-1923 гг. и издателем Журнала Американского общества ориенталистов (1897-1907). Хопкинс является автором множества работ по истории, культуре, религии Индии, таких как «Касты в древней Индии» (1881), «Законы Ману» (1884), «Религии Индии» (1895), «Великий эпос Индии» (1901), «Индия старая и новая» (1901), «Эпическая мифология» (1915), «Этика Индии» (1924) и др. Умер Э. В. Хопкинс в 1932 г.

Пожалуй, наиболее популярной его работой был учебник «Религии Индии», вышедший в 1895 г. и открывший серию учебников по истории религий, которую издавал Моррис Ястров. Другие работы, говорящие о нем как о видном религиоведе – это «История религий» (1918) и «Происхождение и эволюция религии» (1923, эта книга какое-то время получила даже ранг «бестселлера»).

В предисловии к учебнику «История религий» Э. В. Хопкинс следующим образом характеризует свой метод: «автор стремился представить каждую религию беспристрастно и объективно. Его задачей было сделать набросок религий не в дискуссионном плане, но исторически, представить перед читателями… главные очертания религиозных феноменов, как они возникли и все еще проявляются в мире» (History of Religions, p. 3). Он отмечает, что авторы многих предыдущих учебников по этому предмету (Джордж Фут Мур «История религий» и Дж. А. Бартон «Религии мира») ограничивали себя высшими аспектами религии, в то время как он в своем учебнике хочет показать, что «высшее не только находится над низшим, но и ведет свое происхождение от него. Дикость не уступает место цивилизации, но развилась в нее, была уже цивилизацией в зародыше» (History of Religions, p. 1). Таким образом, его подход близок к антропологическому подходу, в частности, Хопкинс рассматривает эволюцию таких «корней религии», как табу, фетишизм и тотемизм.

Основные сочинения

На английском языке:

  • Hopkins E.W. The Mutual Relations of the Four Castes According to the Mānavadharmaçāstram. Leipzig, 1881.
  • Hopkins E.W. The Ordinances of Manu. Translated by A. C. Burnell. Completed and edited by E.W. Hopkins. London, 1884.
  • Hopkins E.W. The Religions of India. Boston and London, 1895.
  • Hopkins E.W. Economics of Primitive Religion / Journal of the American Oriental Society. 1899. Vol. 20. P. 303-308.
  • Hopkins E.W. The Great Epic of India. New York, 1901.
  • Hopkins E.W. India Old and New. New York, 1901.
  • Hopkins E.W. The Universality of Religion / Journal of the American Oriental Society. 1904. Vol. 25. P. 332-335.
  • Hopkins E.W. Epic Mythology. Strassburg, 1915. (Indo-Aryan Encyclopedia)
  • Hopkins E.W. The History of Religions. New York, 1918.
  • Hopkins E.W. Origin and Evolution of Religion. New Haven, 1923.
  • Hopkins E.W. The Ethics of India. New Haven, 1924.
  • Hopkins E.W. Legends of India. New Haven, 1928.