/

Оке Хульткрантц

Автор: Виктор Барашков

Оке Хульткрантц (Åke Hultkrantz, 1920-2006) – шведский историк и феноменолог религии, один из основателей «экологии религии».

Вехи жизни и творчества

Оке Хульткрантц родился в Швеции, в городе Кальмар, в 1920 году. В 1939 году поступил в университет Стокгольма изучать сравнительное религиоведение, этнологию и историю. Закончив университет в 1943 г., он получил докторскую степень по этнологии в 1946 году и докторскую степень по сравнительному религиоведению в 1953 году (за диссертацию на тему «Концепции души у североамериканских индейцев: исследование в области религиозной этнологии»). В 1958-1986 гг. являлся профессором и заведующим кафедрой сравнительного религиоведения в университете Стокгольма.

Как ученый О. Хульткрантц сформировался в 1940-е – 1950-е годы под влиянием многих известных религиоведов, в том числе Пауля Рэдина. Он являлся одним из крупнейших исследователей культуры и религии североамериканских индейцев. Многие годы он проводил среди них полевые исследования, особенно среди индейцев-шошонов (Wind River Shoshoni) (штаты Вайоминг и Айдахо), арапахо (северные равнины) и индейских племен Калифорнии. Он даже был усыновлен индейцем племени шошонов в 1948 г. Несколько сезонов он провел у саамов.

В 1986-2000 гг. являлся председателем шведского общества американистов. Являлся почетным членом Международного общества историков религии (IAHR). В 1981 и 1982 гг. был приглашен дать Гиффордские лекции в Абердинском университете. Являясь всемирно известным ученым, особенно значительное влияние он оказал на развитие этнологии и религиоведения в Швеции. Как отмечает коллега и ученик О. Хульткрантца Ульф Дробин, он «впервые привнес в историю религий в Швеции (где ранее доминировали исследования «высших культур» Ближнего Востока и Индии) «племенные» народы, освобожденные от ярлыка «примитивности», данного им классическим эволюционизмом». О. Хультрантц умер 3 октября 2006 года.

Огромен вклад, который внес Хульткрантц в американистику. Он являлся одновременно и полевым исследователем, и историком американистики, и ее методологом. В области истории американистики особенно следует отметить серию из 4 статей в журнале «История религий» (1960-е годы), где дается практически исчерпывающий анализ исследований американских индейцев в XIX – первой половине XX века.

Хульткрантц внес значительный вклад в развитие феноменологии религии, где его обычно относят к представителям «типологического подхода»; он обосновывал важность разработки такого раздела религиоведения, как «экология религии», и являлся одним из ведущих специалистов в области методологии религиоведения. Экология религии является сейчас одной из наиболее перспективных отраслей религиоведческого знания и активно развивается за рубежом, и отчасти начинает интересовать российских исследователей.

Приходится констатировать печальный факт, что, несмотря на всемирную известность О. Хульткратца, ни одна из его книг или статей до сих пор не переведена на русский язык. Вклад О. Хульткрантца в религиоведение отмечался в публикациях отечественных исследователей А.Н. Красникова, А.А. Белика. Нам известна одна рецензия на его работу. В энциклопедическом словаре «Религиоведение» в 2006 г. была впервые напечатана статья о нем.

Основные сочинения

На английском языке:

  • Hultkrantz Å. Conceptions of the Soul among North American Indians. A Study in Religious Ethnology. Stockholm: Statens Etnografiska Museum, Monograph Series, Publ. No. 1. 1953.
  • Hultkrantz Å. The Indians and the Wonders of Yellowstone. A Study of the Interrelations of Religion, Nature and Culture / Ethnos. 1954. Vol. 19. P. 34-68.
  • Hultkrantz Å. Configurations of Religious Belief among the Wind River Shoshoni. Ethnos. 1956. Vol. 21:3-4. P. 194-215.
  • Hultkrantz Å. The North American Indian Orpheus Tradition: A Contribution to Comparative Religion. Stockholm: Statens Etnografiska Museum, Monograph Series, Publ. No.2. 1957.
  • Hultkrantz Å. Religious Aspects of the Wind River Shoshoni Folk Literature / Culture in History. Essays in Honor of Paul Radin, ed. by Stanley Diamond. New York: Columbia University Press, 1960. P.552-569.
  • General Ethnological Concepts. International Dictionary of Regional European Ethnology and Folklore, Vol. I. Copenhagen. 1960
  • The Study of North American Indian Religion: Retrospect, Present Trends and Future Tasks / Temenos. 1965. Vol.1. P. 87-121.
  • North American Indian Religion in the History of Research: A General Survey. Part I / History of Religions. 1966. Vol.6. No.2. P. 91-107.
  • Some Aspects of Religio-Ethnographical Field-Work / Ethnos. 1966. Supplement to Vol. 31. P. 65-82.
  • An Ecological Approach to Religion / Ethnos. 1966. Vol. 31. No. 1-4, pages 131-150.
  • North American Indian Religion in the History of Research: A General Survey. Part II / History of Religions. 1967. Vol.6. No.3. P. 183-207.
  • North American Indian Religion in the History of Research: A General Survey. Part III / History of Religions. 1967. Vol.7. No.1. P. 13-34.
  • North American Indian Religion in the History of Research: A General Survey. Part IV / History of Religions. 1967. Vol.7. No.2. P. 112-148.
  • Anthropological Approaches to Religion / History of Religions. 1970. Vol.9. No.4. P. 337-352.
  • The Phenomenology of Religion: Aims and Methods / Temenos. 1970. Vol.6. P. 68-88.
  • A Definition of Shamanism / Temenos. 1973. Vol.9. P. 25-37.
  • Ecology of Religion: Its Scope and Methodology / Review of Ethnology. 1974. Vol.4. No. 1. P. 1-7; Vol. 4. No. 2. P. 9-12.
  • The Religio-Ecological Method in the Research on Prehistoric Religion / Les Religion de la prehistoire, Actes du Valcamonica Symposium 1972, ed. by E. Anati. Capo di Ponte, 1975. P. 519-528.
  • The Contribution of the Study of North American Indian Religions to the History of Religions / Seeing with a Native Eye, ed. by W.H. Capps. New York, 1976. P. 86-106.
  • History of Religions in Anthropological Waters: Some Reflections against the Background of American Data / Temenos. 1977. Vol.13. P. 81-97.
  • Ecological and Phenomenological Aspects of Shamanism / Shamanism in Siberia, ed. by V. Diószegi and M. Hoppál. Budapest, 1978. P. 27-58.
  • Ecology of Religion: Its Scope and Methodology / Science of Religion: Studies in Methodology, ed. by L. Honko / Religion and Reason 13. The Hague, Paris, New York, 1979. P. 221-236
  • The Religions of the American Indians. Berkeley, Los Angeles, London, 1979
  • Belief and Worship in Native North America. Syracuse, New York, 1981.
  • Accommodation and Persistence: Ecological Analysis of the Religion of the Sheepeater Indians in Wyoming, U.S.A / Temenos. 1981. Vol.17. P. 35-44.
  • The Concept of the Supernatural in Primal Religion / History of Religions. 1983. Vol.22. No.3. P. 231-253.
  • The Study of Native American Religions and the Study of Religion / New Scholar. 1983. Vol.8. P. 143-165.
  • The Study of American Indian Religions. New York, Chico, California, 1983.
  • Concept of God in the Making: Primitive Religion in Nathan Söderblom´s Interpretation / Nathan Soederblom and his contribution to the study of religion. Essays in commemoration of the 50th anniversary of his death, ed. by E.H. Sharpe and A. Hultgård. Horae Svederblomianae VII, Uppsala. P. 17-34.
  • Three Views on the Function of Religious Symbols / Current Progress in the Methodology of the Science of Religions, ed. by W. Tyloch. Warsaw: Polish Society for the Science of Religions, 1984. P. 101-112.
  • The Range of Qualitative Methods in the History of Religions / Focus on Quality: Selected Proceedings of a Conference on Qualitative Research Methodology in the Social Sciences. Institute for Social and Economic Research, University of Durban-Westville, Report No. 21. P. 81-108.
  • Some Critical Reflections on the Ecology of Religions / Temenos. 1985. Vol. 21. P. 83-90.
  • Arctic Religions: An Overview / The Encyclopedia of Religion. 1987. Vol. 1. P. 393-400.
  • Arctic Religions: History of Study / The Encyclopedia of Religion. 1987. Vol. 1. P. 400-403.
  • Ecology / The Encyclopedia of Religion. 1987. Vol. 4. P. 581-585.
  • Ghost Dance / The Encyclopedia of Religion. 1987. Vol. 5. P. 544-547.
  • North American Religions / The Encyclopedia of Religion. 1987. Vol. 10. P. 526-535.
  • Native Religions of North America, pages I-X, 1-144. San Francisco.1987
  • Shamanism: A Religious Phenomenon? / Shaman´s Path: Healing, Personal Growth, And empowerment, ed. by Gary Doore. Boston & London, 1988. P. 33-41.
  • The Religious Life of Native North Americans / Native American Religions: North America, ed. by L.E. Sullivan. New York. P. 3-18.
  • The Essence of Religion: The Lesson of Comparative Religion on the Future of Religion, The Quest and Its Hazards / The Future of Religion, ed. by G.J. Pillay. P. 155-168. Sunnyside, Pretoria, South Africa, 1989.
  • The Place of Shamanism in the History of Religions / Shamanism, Past and Present, ed. by M. Hoppál and O. von Sadovszky. Part 1. Budapest and Los Angeles, 1989. P. 43-52.
  • A Decade of Progress: Works on North American Indian Religions in the 1980´s / Religion in Native North America, ed. by C.H, Vescey. Moscow, Idaho.1990. P. 167-201.
  • The Application of the Method of Ecology of Religion in Prehistory: the Case of the Goddess / Saeculum. 1991. Vol. 42:1. P. 71-81.
  • The Essence of Religion: The Lesson of Comparative Religion for Religion and the Future / Religion and the Future, ed. by J. Pillay. Pretoria, 1992. P. 13-27.
  • Native Religions of North America: The Power of Visions and Fertility / Religious Traditions of the World, ed. by H.B. Earhart. San Francisco, 1992. P. 255-372.
  • Shamanic Healing and Ritual Drama: Health and Medicine in Native North American Religious Traditions. New York, 1992.
  • Rafael Karsten as a Student of Religion / Acta Americana. 1993. Vol. 1, No. 2. P. 41-57.
  • The Notion of Religion in the Research on North American Indian Religions. The Notion of “Religion” in Comparative Research / Selected Proceedings of the XVI IAHR Congress, ed. by U. Bianchi. Rome, 1994. P. 207-213.
  • Religion and Environment among the Saami: An Ecological Study / Circumpolar Religion and Ecology: An Anthropology of the North, ed. by T. Irimoto and T. Yamada. Tokyo, 1994. P. 347-374.
  • Ecological and Phenomenological Aspects of Shamanism / Shamanism in Siberia: Selected Reprints, ed. by V. Diószegi and M. Hoppál. Budapest, 1995. P. 1-32.
  • Religious Studies and the History of Religion / Religion: Global and Arctic Perspectives, ed. by Juha Pentikäinen. Tromsø, 1995. P. 111-122.
  • The Attraction of Peyote: An Inquiry into the Basic Conditions for the Diffusion of the Peyote Religion in North America. Stockholm Studies in Comparative Religion 33, 1997.
  • Theories on the North American Trickster / Acta Americana. 1997. Vol. 5:2. P. 5-24.
  • Soul and Native Americans, edited with a foreword by Robert Holland. Woodstock, Connecticut, 1997
  • The Relation Between Medical States and Soul Beliefs among Tribal People / Medicine Across Cultures, ed. by Helaine Selaine. Dordrecht/Boston/London, 2003. P. 385-395.