Классики мирового религиоведения

Адольф Эллегард Ензен

Автор: Виктор Барашков

Адольф Эллегард Ензен (Adolf Ellegard Jensen, 1899–1965) – немецкий этнограф и антрополог религии, ученик Лео Фробениуса.

Вехи жизни и творчества

Адольф Ензен родился в Киле (Германия) в 1899 году. Изучал естественные науки, а также философию в Бонне и Киле. В 1923 году вступает в исследовательский институт культурной морфологии в Мюнхене, основанный Лео Фробениусом. С 1938 года – руководитель института (который располагался уже во Франкфурте-на-Майне), с 1945 года – директор городского музея этнографии во Франкфурте, с 1946 г. – заведующий кафедрой культурологии и народоведения Франкфуртского университета. А. Ензен, как и Л. Фробениус, проводил собственные полевые исследования в Южной Африке (1928–1930), Ливии (1932), Эфиопии (1934–1935, 1950–1951, 1954–1955) и на Молуккском острове Серам (1937). Умер в 1965 г. в Маммольсхайме.

Адольф Ензен был одним из влиятельнейших антропологов религии середины XX века. Автор таких работ, как «Религиозная картина мира одной ранней культуры» (1948) и «Миф и культ у естественных народов. Религиоведческие размышления» (1951). Последняя из названных работ в наиболее полном виде выразила его собственный подход к антропологии религии и вызвала серьезные дискуссии после ее перевода в 1954 г. на французский, а в 1963 г. на английский языки. Итоги дискуссии были опубликованы в 1965 году во 2-ом номере журнала «Current Anthropology» (Current Anthropology. 1965. Vol.6 (2). P. 199–215).

В «Авторском кратком изложении», описывая цель своей книги, Ензен отмечал, что он исходит из предположения, что человек в ходе своей длинной истории в основном остался неизменным. А. Ензен рассматривает мифы и культы как «результат творческих действий, процесса, который независим от «целей», в силу чего логическое мышление в терминах причины и следствия ни в коем случае не является решающим фактором» (Current Anthropology. 1965. Vol.6 (2). P. 199). Зато здесь играют важную роль две другие особые возможности человеческого существования: «Первая – сильное желание понять мир, постичь его происхождение, его порядок и роль человека в нем, вторая – желание (которое часто не принимается во внимание) активно приспособиться к постигнутому порядку мира, наглядно демонстрировать и представлять его» (Ibid). Ензен говорит о первоначальном значении мифа, обряда, которое исследователь должен раскрыть за оболочкой традиций современных первобытных народов, где большую роль играет магия (достижение «цели»), обычаи же теряют свой смысл.

Основные сочинения

© Авторы проекта. Разработка сайта: Станислав Панин. Сайт создан при поддержке гранта РГНФ №15-33-01342.