/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

ван_геннеп_арнольд [2016/01/16 23:10]
viktor_barashkov
ван_геннеп_арнольд [2016/08/05 14:37]
Строка 1: Строка 1:
-====== Арнольд ван Геннеп ====== 
-**Автор:​ Виктор Барашков** 
- 
-Арнольд ван Геннеп (Arnold van Gennep, 1873 – 1957) – французский этнограф,​ фольклорист и антрополог религии 
- 
-===== Вехи жизни и творчества ===== 
-{{:​arnold_van_gennep.jpg?​200|}} 
-Арнольд ван Геннеп родился в 1873 году в Людвигсбурге (Германия). С 1892 года учился в Париже в Национальной школе живых восточных языков и в Практической школе высших знаний. Там он изучал этнографию,​ социологию и историю религий. С 1907 по 1914 гг. работал секретарем в Международном институте этнографии и социологии. В 1912-1915 гг. заведовал кафедрой этнографии в университете города Невшатель (Швейцария). С 1915 по 1922 гг. работал в Париже в Министерстве иностранных дел. С 1944 г. был президентом Фольклорной федерации Иль-де-Франс,​ с 1952 года – президентом Французского этнографического общества. Руководитель масштабной работы над многотомником «Руководство по современному французскому фольклору». Непосредственных полевых наблюдений А. ван Геннеп почти не проводил (только в 1911 г. состоялись две его поездки в Алжир) и руководствовался данными,​ собранными другими антропологами,​ а также материалами,​ полученными в результате анкетирования. А. ван Геннеп умер в 1957 г. 
- 
-В 1909 году он опубликовал ставшее знаменитым произведение – «Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов»,​ в котором сделал достаточно плодотворную попытку классифицировать обряды первобытных народов. Геннеп принимал наличие в обществе двух «миров»,​ «сообществ»: ​ мирского и сакрального. При этом человек в течение своей жизни может неоднократно совершать переход от одного из них к другому,​ который сопровождается четко определенными обрядами. Классифицируя их, Геннеп выделяет четыре категории обряда:​ анимистические – динамические,​ симпатические – контагиозные,​ позитивные – негативные,​ прямые – косвенные. Создавая классификацию последовательности церемоний,​ сопровождающих переход из одного мира (космического или общественного) – в другой,​ он выделяет 3 категории обрядов перехода:​ обряды отделения,​ обряды промежуточные и обряды включения (иначе:​ прелиминарные – лиминарные – постлиминарные). Ван Геннеп использует понятие «полного оборота» понятия сакрального:​ сакральное не сакрально само по себе, но может оказаться таковым в определенных ситуациях. 
- 
-Сам Геннеп отмечал следующие новаторские положения своей книги: его интересовала в первую очередь последовательность обрядов в церемониальных комплексах – схема обрядов перехода;​ он выделил существование промежуточных обрядов;​ он отождествил переход через различные социальные ситуации с материализованным переходом. 
- 
-Теория «обрядов перехода» вызвала горячие споры среди антропологов,​ в частности,​ А. ван Геннепа критиковали за то, что сам он не проводил полевых исследований. Тем не менее, следует признать,​ что сама идея классификации обрядов оказалась чрезвычайно плодотворной для дальнейших исследований. Работа «Обряды перехода» была переведена на русский язык спустя 90 лет после ее выхода и до сих пор остается единственным его исследованием,​ доступным русскоязычному читателю. 
- 
-А. ван Геннеп высказывался и по вопросам методологии антропологических исследований. С этой стороны интерес представляет его лекция «О методе,​ которому нужно следовать в изучении обрядов и мифов»,​ прочитанная в 1910 году в университете Брюсселя. В целом он считает,​ что заимствование лучших методов других наук (например,​ сравнительного метода) может привести к прогрессу и в науке о религии. Ван Геннеп отмечает позитивные моменты применения биологической теории к изучению религий:​ с одной стороны,​ она дала религиоведению понятие эволюции и, с другой стороны,​ обеспечила точным методом,​ «показала нам, что необходимо сравнивать факты одного порядка через время и пространство,​ так, что наша лаборатория стала огромной и почти неограниченной». Однако в настоящее время, констатирует автор, становятся очевидными ограничения классического сравнительного метода. И здесь показать,​ какие направления выбрать и какие ошибки избежать,​ нам могут только факты, так как «вся мудрость происходит из реальности». 
-В этой лекции А. ван Геннеп предлагает три технические процедуры,​ которые,​ согласно нему, дополнят уже имеющиеся и предназначены способствовать развитию науки о религии. Эти процедуры технической классификации следующие:​ метод формирующегося факта, этнологический метод или метод естественной окружающей среды и метод установления последовательности. 
- 
-Под первым из них он понимает применение в этнографии и в науке о религии метода,​ который в естественных науках состоит в нахождении причин феномена,​ чтобы изучить его, а в психологии ​ - в прослеживании всех стадий ментального феномена в те самые моменты,​ когда эти стадии могут быть наблюдаемы. Он отмечает,​ что в настоящее время объектом антропологического исследования становится такой факт, который наблюдается в самые моменты его образования и развития. По мнению А. ван Геннепа исторический взгляд часто препятствует наблюдению того, что случается прямо перед глазами исследователя,​ поэтому не так легко представить себе, что каждое событие,​ которое случается прямо сейчас,​ имеет определенное теоретическое отношение к будущему и что новый факт может равным образом пролить некоторый свет на прошлое. Необходимо замечать все факторы,​ которые включены в появление фольклорного,​ этнографического или религиозного феномена. 
- 
-Второй метод – этнологический,​ или метод естественного окружения. По мнению французского исследователя,​ нельзя недооценивать влияние природы,​ а также социального окружения на этнографические факты, которые в этом окружении возникли. Лучшим примером плодотворности такого подхода он считает изучение аграрных культов,​ которое сделало такой большой прогресс в последней четверти XIX века. 
- 
-Третья техническая процедура – метод установления последовательности. Тот или иной обряд не имеет какого-то особого значения в состоянии изоляции,​ но имеет смысл тогда, когда рассматривается как составная часть определенной церемонии. Ван Геннеп выступает против вырывания фактов из их фактуального или вербального контекста. Этот метод изучает каждый обряд и каждую мифологическую тему только в связи с тем, что ему предшествует и что за ним последует. Вместо того, чтобы произвольно собирать изолированные параллели,​ необходимо сравнивать похожие наборы данных,​ полные сценарии,​ в каждом случае принимая во внимание естественную и социальную окружающую среду. 
- 
-В заключении своей лекции А. ван Геннеп подчеркивает,​ что наука о религии не является только историей религии,​ только собранием мертвых фактов прошлого. В каждый момент,​ в настоящее время, рождаются какие-то религиозные системы,​ и исследователь религии должен учиться замечать эти обычные явления во всех деталях их окружения и, таким образом,​ рассматривать религии (и современные,​ и древние) как часть живых людей. 
- 
- 
-===== Основные сочинения ===== 
-==== На русском языке: ==== 
-  * Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с фр. Ю. В. Ивановой,​ Л. В. Покровской. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 
- 
-==== На английском языке: ==== 
-  * Gennep Arnold van. On the Method to be Followed in the Study of Rites and Myths / Classical Approaches to Religion. Ed. by J. Waardenburg. 
- 
-==== На французском языке: ==== 
-  * Gennep A. van. Tabou et totémisme à Madagascar; étude descriptive et théorique. Paris: E. Leroux, 1904. 
-  * Gennep A. van. Mythes et légendes d'​Australie : études d'​ethnographie et de sociologie. Paris: E. Guilmoto, 1906. 
-  * Gennep A. van. Religions, mœurs et légendes: essais d'​ethnographie et de linguistique,​ 5 séries. Paris: Mercure de France, 1908-1914. 
-  * Gennep A. van. Les rites de passage: étude systématique ..., Paris: E. Nourry, 1909. 
-  * Gennep A. van. De quelques rites de passage en Savoie. Paris: Leroux, 1910. 
-  * Gennep A. van. La formation des légendes. Paris: Flammarion, 1910. 
-  * Gennep A. van. L'​état actuel du problème totémique. Paris: Leroux, 1920. 
-  * Gennep A. van. Le Folklore. Paris: Librairie Stock, 1924. 
-  * Gennep A. van. Manuel de folklore français contemporain (titré Le Folklore français dans la réédition chez Robert Laffont, collection « Bouquins »). 1937-1958. 
- 
-