/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Последняя версия Следующая версия справа и слева
вильгельм_маннгардт [2018/08/28 09:24]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
вильгельм_маннгардт [2018/08/28 09:25]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
Строка 7: Строка 7:
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-{{ :​mannhardt.jpg?​200|}}Становление Маннгардта как ученого происходило в то время, когда еще творили последние романтики,​ с которых собственно и началось сравнительное исследования мифов и фольклористика. Для своих работ он тщательно отбирал материал и самостоятельно собирал его на протяжении довольно долгого времени в ходе полевых исследований. С этой целью Маннагрдт объездил много сел и деревень,​ заглянул в самые отдаленные уголки и пообщался с сотнями крестьян. Таким образом он надеялся проникнуть в глубины народного сознания,​ что было необходимо для исследования фольклора и отчасти также для проработки отдельных сюжетов германской мифологии. ​+{{ :​mannhardt.jpg?​200|}}Становление Маннхардта как ученого происходило в то время, когда еще творили последние романтики,​ с которых собственно и началось сравнительное исследования мифов и фольклористика. Для своих работ он тщательно отбирал материал и самостоятельно собирал его на протяжении довольно долгого времени в ходе полевых исследований. С этой целью Маннхардт объездил много сел и деревень,​ заглянул в самые отдаленные уголки и пообщался с сотнями крестьян. Таким образом он надеялся проникнуть в глубины народного сознания,​ что было необходимо для исследования фольклора и отчасти также для проработки отдельных сюжетов германской мифологии. ​
  
-По полноте описания культов плодородия,​ культов полей и лесов и широте охвата материала Маннгардту нет равных до сих пор. Для того чтобы, например,​ завершить одну из главных своих работ - 2-томное сочинение «Культ лесов и полей» - ученый привлек не только материалы по германской мифологии,​ но также активно задействовал множество античных источников,​ ныне совершенно недоступных,​ что только увеличивает ценность его труда. Он показал значение аграрных культов и культов плодородия в целом, подробнейшим образом исследовал целый ряд соответствующих ритуалов (например,​ связанных с почитанием «последнего снопа»),​ классифицировал и выделил их античные корни, а также сравнил представления германцев с представлениями других северных народов,​ в том числе, населяющих территорию России. Материалы Маннхардта позднее использовал Фрезер в своей "​Золотой ветви"​. ​+По полноте описания культов плодородия,​ культов полей и лесов и широте охвата материала Маннхардту нет равных до сих пор. Для того чтобы, например,​ завершить одну из главных своих работ - 2-томное сочинение «Культ лесов и полей» - ученый привлек не только материалы по германской мифологии,​ но также активно задействовал множество античных источников,​ ныне совершенно недоступных,​ что только увеличивает ценность его труда. Он показал значение аграрных культов и культов плодородия в целом, подробнейшим образом исследовал целый ряд соответствующих ритуалов (например,​ связанных с почитанием «последнего снопа»),​ классифицировал и выделил их античные корни, а также сравнил представления германцев с представлениями других северных народов,​ в том числе, населяющих территорию России. Материалы Маннхардта позднее использовал Фрезер в своей "​Золотой ветви"​. ​
  
-С 1853 по 1859 гг. Вильгельм Маннгардт и Иоганн Вильгельм Вольф издают журнал по немецкой мифологии,​ который объединил всех заинтересованных ученых. На страницах издания публиковались статьи по немецкому фольклору,​ исследования устных преданий,​ загадок,​ народных обрядов,​ там же печатались интереснейшие обзоры литературы по отдельным вопросам. Этот шаг также способствовал институционализации фольклористики и дал еще один импульс к развитию сравнительных исследований мифологии. ​+С 1853 по 1859 гг. Вильгельм Маннхардт и Иоганн Вильгельм Вольф издают журнал по немецкой мифологии,​ который объединил всех заинтересованных ученых. На страницах издания публиковались статьи по немецкому фольклору,​ исследования устных преданий,​ загадок,​ народных обрядов,​ там же печатались интереснейшие обзоры литературы по отдельным вопросам. Этот шаг также способствовал институционализации фольклористики и дал еще один импульс к развитию сравнительных исследований мифологии. ​
  
-Этой цели были посвящены и два других сочинения Маннгардта – «Германские мифы» и «Боги германцев и северных народов». Миф понимается здесь как порождение глубин человеческой души, как следствие ряда бессознательных проекций своих состояний и своего видения мира на внешнюю реальность [4: 15, 20-25]. Однако миф нельзя свести к каким-либо раз и навсегда законченным дефинициям. Мы должны понять его в становлении,​ в динамике. Поэтому первоначальное определение мифа расширяется у Маннгардта внушительным фактическим фундаментом. Анализу подвергается все, начиная с культов отдельных лесных божеств или духов деревьев и заканчивая божествами судьбы и высшими богами германского пантеона. Изложение материала по истории религий сопровождается филологическими пояснениями. Здесь проявляется одна из важных особенностей исследований того периода:​ почти все, кто занимался историей религий,​ были первоклассными знатоками языков,​ филологами в высшем смысле этого слова, которые жили языком и умели чувствовать его малейшие нюансы (это же можно сказать,​ к примеру,​ о Германе Узенере),​ людьми широких познаний. Традиция энциклопедизма в этой области восходит к Якобу Гримму,​ который в «Немецкой мифологии» впервые предпринял попытку скрупулезного анализа мифологии германцев. ​+Этой цели были посвящены и два других сочинения Маннхардта – «Германские мифы» и «Боги германцев и северных народов». Миф понимается здесь как порождение глубин человеческой души, как следствие ряда бессознательных проекций своих состояний и своего видения мира на внешнюю реальность [4: 15, 20-25]. Однако миф нельзя свести к каким-либо раз и навсегда законченным дефинициям. Мы должны понять его в становлении,​ в динамике. Поэтому первоначальное определение мифа расширяется у Маннхардта внушительным фактическим фундаментом. Анализу подвергается все, начиная с культов отдельных лесных божеств или духов деревьев и заканчивая божествами судьбы и высшими богами германского пантеона. Изложение материала по истории религий сопровождается филологическими пояснениями. Здесь проявляется одна из важных особенностей исследований того периода:​ почти все, кто занимался историей религий,​ были первоклассными знатоками языков,​ филологами в высшем смысле этого слова, которые жили языком и умели чувствовать его малейшие нюансы (это же можно сказать,​ к примеру,​ о Германе Узенере),​ людьми широких познаний. Традиция энциклопедизма в этой области восходит к Якобу Гримму,​ который в «Немецкой мифологии» впервые предпринял попытку скрупулезного анализа мифологии германцев. ​
  
-В России труды Маннгардта до революции пользовались заслуженным признанием,​ вызывали неизменный интерес и симпатии не одного поколения исследователей. Однако до сих пор переводов его работ нет, а упоминания в современной отечественной литературе работ Маннгардта можно назвать эпизодическими.+В России труды Маннхардта до революции пользовались заслуженным признанием,​ вызывали неизменный интерес и симпатии не одного поколения исследователей. Однако до сих пор переводов его работ нет, а упоминания в современной отечественной литературе работ Маннхардта можно назвать эпизодическими.
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====