/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
георг_гроддек [2015/12/18 12:15]
david_damte [Георг Вальтер Гроддек (Georg Walther Groddeck)]
георг_гроддек [2016/08/05 14:37] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
-Автор: Давид Дамте 
- 
 ====== Георг Вальтер Гроддек ====== ====== Георг Вальтер Гроддек ======
- +**АвторДавид Дамте**
-{{:13_portraitphoto.jpg?​200|}}+
  
 Георг Вальтер Гроддек (Georg Walther Groddeck, 1866 – 1934) – немецкий психолог и психоаналитик. ​ Георг Вальтер Гроддек (Georg Walther Groddeck, 1866 – 1934) – немецкий психолог и психоаналитик. ​
Строка 9: Строка 6:
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-Гроддек считается одним из ярких ​представителей фрейдистского направления в психоанализе. В своих работах 1910-х-1920-х гг. он подошел к достаточно сложной и оригинальной концепции Оно, которая затем была органично встроена Фрейдом в целое психоаналитической теории. ​+{{ :​13_portraitphoto.jpg?​200|}}Гроддек считается одним из самых ​ярких и оригинальных учеников и последователей Фрейда. В своих работах 1910-х-1920-х гг. он подошел к достаточно сложной и оригинальной концепции Оно, которая затем была органично встроена Фрейдом в целое психоаналитической теории. ​
  
 Гроддек полагает,​ что роль бессознательного,​ Оно, в человеческом творчестве намного более значительна,​ чем роль сознания. Оно – это творческое начало. Оно стремится проявить себя прежде всего в фантазии и сновидениях,​ то есть там, где сознательная цензура ослаблена. Процессы,​ которые имеют место в бессознательных слоях человеческого психического аппарата,​ весьма интенсивны и в общем однородны для людей разных времен и народов. В этом лежит объяснение сходства мифологических мотивов,​ которое бросается в глаза при сравнительном исследовании мифов и сказок,​ которому психоаналитики (например,​ Ранк и Абрахам) с самого начала уделяли довольно много внимания. Здесь же объяснение сходства многочисленных символов (в частности,​ религиозных),​ которые на самом деле служат важнейшим из средств выражения Оно. ​ Гроддек полагает,​ что роль бессознательного,​ Оно, в человеческом творчестве намного более значительна,​ чем роль сознания. Оно – это творческое начало. Оно стремится проявить себя прежде всего в фантазии и сновидениях,​ то есть там, где сознательная цензура ослаблена. Процессы,​ которые имеют место в бессознательных слоях человеческого психического аппарата,​ весьма интенсивны и в общем однородны для людей разных времен и народов. В этом лежит объяснение сходства мифологических мотивов,​ которое бросается в глаза при сравнительном исследовании мифов и сказок,​ которому психоаналитики (например,​ Ранк и Абрахам) с самого начала уделяли довольно много внимания. Здесь же объяснение сходства многочисленных символов (в частности,​ религиозных),​ которые на самом деле служат важнейшим из средств выражения Оно. ​
  
-По мысли Гроддека,​ «художественное произведение имеет, как и всякое другое деяние,​ свою собственную жизнь, свою собственную душу», а человек только придает форму (например,​ поэтическую) тем содержаниям,​ которые в неупорядоченном виде прорываются из сферы бессознательного [3: 72]. +По мысли Гроддека,​ «художественное произведение имеет, как и всякое другое деяние,​ свою собственную жизнь, свою собственную душу», а человек только придает форму (например,​ поэтическую) тем содержаниям,​ которые в неупорядоченном виде прорываются из сферы бессознательного [3: 72]. 
 Но как форма неотъемлема от содержания,​ так нераздельны тело и Оно, соматическое и бессознательное (психическое):​ последнее находит себе выражение в телесных и душевных движениях. Психическое и физическое – это не противоположности,​ это две формы осуществления жизни, истоки которых лежат в Оно. Раз это так, то нам нужно попытаться понять язык Оно – в этом заключается одна из задач исследования человека,​ предпринятых Гроддеком в «Книге об Оно» и в романе «Искатель душ» - первом такого рода сочинении,​ очень сложном для понимания и для перевода на другие языки. «Книга об Оно» представляет собой серию писем воображаемой подруге,​ в которых сложнейшие психологические вопросы раскрываются на примерах из житейской сферы, на остроумных психологических наблюдениях автора,​ почерпнутых,​ в том числе, из исследований мифа и религии. Здесь Гроддек в более или менее завершенном виде формулирует собственную концепцию Оно, которое не знает времени,​ границ и в своем энергичном стремлении к проявлению вовне обрекает человека на создание определенных компромиссов,​ сглаживающих противоречия желаний и требований реальности. Проблеме символообразования Гроддек посвятил отдельную большую работу,​ появившуюся в 1933 году, под названием «Человек как символ» и статью,​ название которой можно примерно перевести как «Навязчивая символизация». Но как форма неотъемлема от содержания,​ так нераздельны тело и Оно, соматическое и бессознательное (психическое):​ последнее находит себе выражение в телесных и душевных движениях. Психическое и физическое – это не противоположности,​ это две формы осуществления жизни, истоки которых лежат в Оно. Раз это так, то нам нужно попытаться понять язык Оно – в этом заключается одна из задач исследования человека,​ предпринятых Гроддеком в «Книге об Оно» и в романе «Искатель душ» - первом такого рода сочинении,​ очень сложном для понимания и для перевода на другие языки. «Книга об Оно» представляет собой серию писем воображаемой подруге,​ в которых сложнейшие психологические вопросы раскрываются на примерах из житейской сферы, на остроумных психологических наблюдениях автора,​ почерпнутых,​ в том числе, из исследований мифа и религии. Здесь Гроддек в более или менее завершенном виде формулирует собственную концепцию Оно, которое не знает времени,​ границ и в своем энергичном стремлении к проявлению вовне обрекает человека на создание определенных компромиссов,​ сглаживающих противоречия желаний и требований реальности. Проблеме символообразования Гроддек посвятил отдельную большую работу,​ появившуюся в 1933 году, под названием «Человек как символ» и статью,​ название которой можно примерно перевести как «Навязчивая символизация».
  
Строка 20: Строка 18:
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====
  
-//На немецком языке://+**На немецком языке**
  
 1. Groddeck G. Psychische Bedingtheit und psychoanalytische Behandlung organischer Leiden. Leipzig: Hirzel, 1917. 1. Groddeck G. Psychische Bedingtheit und psychoanalytische Behandlung organischer Leiden. Leipzig: Hirzel, 1917.