/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
герман_эббингауз [2018/08/28 10:55]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
герман_эббингауз [2018/08/28 10:58]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
Строка 15: Строка 15:
 Психолог совершенно отчетливо разводит понятия веры и религии. Его представления о последней сравнительно просты и схематичны:​ религия возникает из практической потребности человека,​ из его нужды, из необходимости предотвратить возможные вредные последствия своей жизни, а мир духов, которыми первобытный человек населил природу,​ является отражением межличностных отношений. Источник устойчивости религиозных представлений – в живучести человеческих страхов и нужд. Подобно Рибо, Эббингауз связывает постепенную эволюцию религиозных представлений не только с меняющимися историческими и социальными факторами,​ но в первую очередь с развитием нравственного сознания,​ вследствие чего богопочитание очищается от излишнего антропоморфизма,​ а также с постепенным расширением горизонтов человеческого знания и выработкой более широкого взгляда на мир [2: 207 – 208, 237]. Что же касается проблемы религиозного чувства,​ то и здесь точка зрения Эббингауза также оказывается не новой: он предполагает,​ что если на низших ступенях религиозного развития речь может идти преимущественно о чувствах отрицательных,​ то дальнейшее культурное развитие человека дает ему большую уверенность и надежды,​ в связи с чем на первый план все более выходят чувства доверия и вера в добрых духов [1: 242].  Психолог совершенно отчетливо разводит понятия веры и религии. Его представления о последней сравнительно просты и схематичны:​ религия возникает из практической потребности человека,​ из его нужды, из необходимости предотвратить возможные вредные последствия своей жизни, а мир духов, которыми первобытный человек населил природу,​ является отражением межличностных отношений. Источник устойчивости религиозных представлений – в живучести человеческих страхов и нужд. Подобно Рибо, Эббингауз связывает постепенную эволюцию религиозных представлений не только с меняющимися историческими и социальными факторами,​ но в первую очередь с развитием нравственного сознания,​ вследствие чего богопочитание очищается от излишнего антропоморфизма,​ а также с постепенным расширением горизонтов человеческого знания и выработкой более широкого взгляда на мир [2: 207 – 208, 237]. Что же касается проблемы религиозного чувства,​ то и здесь точка зрения Эббингауза также оказывается не новой: он предполагает,​ что если на низших ступенях религиозного развития речь может идти преимущественно о чувствах отрицательных,​ то дальнейшее культурное развитие человека дает ему большую уверенность и надежды,​ в связи с чем на первый план все более выходят чувства доверия и вера в добрых духов [1: 242]. 
   ​   ​
-Идеи Эббингауза в России,​ как и за рубежом,​ больше известны специалистам-психологам,​ нежели исследователям религии,​ однако для понимания общей картины развития психологии религии в начале XX века знание его подхода не только желательно,​ но и необходимо именно с точки зрения ​осмысления традиции ​экспериментальной школы в психологии. ​+Идеи Эббингауза в России,​ как и за рубежом,​ больше известны специалистам-психологам,​ нежели исследователям религии,​ однако для понимания общей картины развития психологии религии в начале XX века знание его подхода не только желательно,​ но и необходимо именно с точки зрения ​вклада экспериментальной школы в религиоведение и науки о культуре
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====
 (по религиоведческой и культурологической проблематике) (по религиоведческой и культурологической проблематике)