/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

гольденвейзер_александр [2016/02/01 20:40]
viktor_barashkov
гольденвейзер_александр [2016/08/05 14:37]
Строка 1: Строка 1:
-====== Александр Александрович Гольденвейзер ====== 
- 
-**Автор:​ Виктор Барашков** 
- 
- 
-Александр Александрович Гольденвейзер (Alexander A. Goldenweiser,​ 1880-1940) – американский антрополог,​ ученик [[боас_франц|Франца Боаса]]. 
- 
-===== Вехи жизни и творчества ===== 
- 
-А.А. Гольденвейзер родился в 1880 г. в Киеве в семье российского юриста Александра Соломоновича{{ :​portret_goldenweiser.jpg?​200|}} Гольденвейзера (по линии своего отца он был двоюродным братом известного российского пианиста и композитора Александра Борисовича Гольденвейзера). В 1900 г. эмигрировал в Соединенные Штаты, где начал изучать антропологию в Колумбийском университете под руководством Франца Боаса. Свою докторскую диссертацию он посвятил исследованию тотемизма («Тотемизм,​ аналитическое исследование»),​ этому же религиозному явлению был посвящен ряд его дальнейших работ. Гольденвейзер проводил полевые исследования социальной и политической организации племени северных ирокезов. Однако гораздо большее внимание он уделял разработке теории антропологии и написал ряд статей,​ где разбирал особенности диффузионизма в этнологии. 
- 
-Работы Гольденвейзера по тотемизму,​ и особенно статья 1910 года «Тотемизм:​ аналитическое исследование»,​ которая вышла в один год с работой [[джеймс_джордж_фрезер|Дж. Дж. Фрэзера]] по этой же теме («Тотемизм и экзогамия»),​ сыграли огромную роль в развитии теории этого религиозного явления. К. Леви-Строс во введении к работе «Тотемизм сегодня» отмечает,​ что «… в конечном счете 110 страниц Гольденвейзера оказали более длительное теоретическое влияние,​ чем четыре тома Фрэзера,​ насчитывающие 2200 страниц» (Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1999. С. 40) и далее отмечает:​ «расщепление тотемической проблемы началось и доминировало в США, чему там упорно следовали» (Там же. С. 43). 
- 
-А. Гольденвейзер был последовательным критиком теории религии Э. Дюркгейма. В статье «Религия и общество:​ критика теории Эмиля Дюркгейма о происхождении и природе религии» он приводит три ряда аргументов против позиции Дюркгейма:​ этнологический,​ социологический и психологический. С этнологической точки зрения критика Дюркгейма заключается в том, что он ограничил свои аргументы обществами,​ которые по преимуществу являются тотемическими или церемониальными,​ однако в Северной Америке есть племена,​ лишенные обеих этих черт, откуда же тогда возникла их религия?​ Социологический аргумент следующий:​ Дюркгейм,​ обращая особенное внимание на ситуацию,​ в которой действует психология масс, не замечает того, что она может усилить или даже преобразовать религиозный трепет,​ но не может его создать. Психологический аргумент:​ французский антрополог не обращает внимания на то, что религиозный опыт разрабатывается,​ обогащается духовным вкладом индивидов:​ «Ими могут быть или индивиды средних способностей для религиозного опыта, но помещенные в необычные обстоятельства,​ или они принадлежат к той группе исключительных индивидов,​ которые всегда и везде показывали необычные наклонности к религиозной жизни» (Religion and Society… P. 123).  
- 
-В работе «Ранняя цивилизация» в главах,​ посвященных разбору религии и магии, он впервые в американской антропологии обозначает отличительное свойство первобытной (primitive) религии термином «супернатурализм» (от слова «supernatural» - сверхъестественный). Этот термин восходит к [[маретт_роберт_рейналф|Роберту Рейналфу Маретту]],​ который использует его в работе «Начало религии» (Marett R.R. The Threshold Of Religion. 2nd ed. London: Methuen & Co. Ltd., 1914. P. 10-11) и обозначает некий начальный отклик человека на необычные явления,​ который только впоследствии приобретет более четкую форму в виде анимизма или веры в мана. Вслед за Мареттом А. Гольденвейзер,​ рассматривая первобытную религиозность,​ не делают четкого разделения магии и религии,​ считая их разными полюсами по сути одного «религиозного отношения». Гольденвейзер считает,​ что первобытная религия объединяла в себе черты как анимизма,​ так и преанимизма (здесь он пытается синтезировать две наиболее распространенные теории в антропологии религии конца XIX - начала XX века). Первичной в религии является религиозная эмоция,​ вызывающая «религиозный трепет»,​ который вначале имел безличный характер,​ а затем приобрел характеристику веры в личные существа (духов,​ богов). Так, он пишет, что «анимизм как таковой не является религией,​ но является Weltanschauung [мировоззрением (нем.)], однако… дух и религиозная эмоция,​ несомненно,​ связаны друг с другом во всех религиях,​ от самых развитых до самых “примитивных”» (Spirit, Mana, and the Religious Thrill. P. 634). В своей работе «Дух, мана и религиозный трепет» (1915) А. Гольденвейзер отмечает,​ что понятие «мана»,​ принятое в самые первобытные времена «должно напрямую коррелировать с религиозным трепетом… Мана, следовательно,​ является прямой объективацией религиозной эмоции,​ то, что вызывает трепет» (Ibid. P. 636). При этом с самого раннего времени это понятие стало ассоциироваться с духом. Однако,​ по мнению антрополога,​ именно «мана» является более общим и простым,​ а, следовательно,​ и более древним и наиболее близким религиозному чувству понятием. 
- 
-В 1922 году Гольденвейзер опубликовал обобщающую работу по культуре и религии первобытных (primitive) племен,​ под названием:​ «Ранняя цивилизация:​ введение в антропологию». В этой работе рассмотрению религии посвящены две главы. В ней Гольденвейзер также говорит об индивиде в религии. В качестве примеров индивидуального религиозного опыта он приводит описания подобных опытов шаманов у чукчей,​ описания видений и снов, связанных у североамериканских индейцев с танцем солнца и считает,​ что именно «через опыт религиозного трепета (religious thrill), который является характерным для всех существующих религий и магических ситуаций,​ и через упражнение воли в представлении магических действий (которое сравнимо с самоуверением индивида,​ получающего вещи естественными средствами,​ но которое переносится здесь на область,​ лежащую за „естественным“») возможно действительное участие индивида в мире сверхъестественного (supernaturalism) (Early Civilization… P. 233). 
- 
-Ни одна работа А. Гольденвейзера,​ к сожалению,​ не переведена на русский язык. 
- 
-===== Основные сочинения ===== 
- 
-==== На английском языке: ==== 
- 
- 
-  * Goldenweiser A.A. Totemism, an Analytical Study / The Journal of American Folklore. 1910. Vol 23. P. 179-293. 
-  * Goldenweiser A.A. Exogamy and Totemism Defined; A Rejoinder / American Anthropologist. 1911. Vol. 13. P. 589-597. 
-  * Goldenweiser A.A. Andrew Lang on Method in the Study of Totemism / American Anthropologist. 1912. Vol. 14. P. 382-391. 
-  * Goldenweiser A.A. The Origin of Totemism / American Anthropologist. 1912. Vol. 14. P. 600-607. 
-  * Goldenweiser A. A. Spirit, Mana, and the Religious Thrill / The Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1915. Vol. 12. P. 632-640. 
-  * Goldenweiser A.A. Review of Les formes élémentaires de la vie religieuse, by Ẻmile Durkheim / American Anthropologist. 1915. Vol. 17. P. 719-735. 
-  * Goldenweiser A. A. The Method of Investigating Totemism / Anthropos. 10-11. 1915-1916. P. 256-265. 
-  * Goldenweiser A. A. Religion and Society: A Critique of Emile Durkheim’s Theory of the Origin and Nature of Religion / The Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. 1917. Vol. 14. P. 113-124. 
-  * Goldenweiser A. A. Form and Content in Totemism / American Anthropologist. 1918. Vol. 20. P. 280-295. 
-  * Goldenweiser A. A. Early Civilization:​ An Introduction to Anthropology. New York: Knopf, 1922. 
-  * Goldenweiser A.A. Totemism: An Essay on Religion and Society / The Making of Man. Ed. by V. F. Calverton. New York: Random House, 1931. P. 363-393. 
-  * Goldenweiser A. A. Robots or Gods: An Essay on Craft and Mind. New York: Knopf, 1931. 
-  * Goldenweiser A. A. History, Psychology and Culture. New York: Knopf, 1933. (сборник ранее опубликованных статей А. Гольденвейзера) 
-  * Goldenweiser A. A. Anthropology:​ An Introduction to Primitive Culture. New York: Crofts, 1937. (новое издание «Ранней цивилизации») 
- 
-