/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
гордон_олпорт [2015/12/17 12:27]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
гордон_олпорт [2016/08/05 14:37] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ====== Гордон Виларт Олпорт ====== ====== Гордон Виларт Олпорт ======
  
-{{:portret.jpg?​200|}}+**АвторДавид Дамте**
  
 Гордон Виларт Олпорт (Gordon Willard Allport, 1897 - 1967) - американский психолог,​ крупнейший представитель гуманистической психологии. Гордон Виларт Олпорт (Gordon Willard Allport, 1897 - 1967) - американский психолог,​ крупнейший представитель гуманистической психологии.
Строка 7: Строка 7:
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-Олпорт,​ вне всякого сомнения,​ принадлежит к числу наиболее значительных психологов XX столетия. Его труды дали толчок развитию гуманистической психологии и придали совершенно новый ход исследованиям с сфере психологии личности. Наибольшее влияние на Олпорта оказали труды прелдставителей "​понимающей психологии"​ Вильгельма Штерна и Эдуарда Шпрангера,​ а также идеи классиков гештальт-теории Курта Коффки и Макса Вертгеймера (теория продуктивного мышления).  ​+{{ :​portret.jpg?​200|}}Олпорт,​ вне всякого сомнения,​ принадлежит к числу наиболее значительных психологов XX столетия. Его труды дали толчок развитию гуманистической психологии и придали совершенно новый ход исследованиям с сфере психологии личности. Наибольшее влияние на Олпорта оказали труды прелдставителей "​понимающей психологии"​ Вильгельма Штерна и Эдуарда Шпрангера,​ а также идеи классиков гештальт-теории Курта Коффки и Макса Вертгеймера (теория продуктивного мышления).  ​
  
 Проблемам психологии религии Олпорт посвятил одно из своих важнейших сочинений под названием «Индивид и его религия» (это абсолютная классика,​ на которую часто ссылались и советские исследователи). Этот труд до сих пор не переведен на русский язык. Олпорт полагает,​ что религия имеет множество корней,​ а сведение ее к какому-либо одному фактору будет означать неизбежное искажение и упрощение (многофакторная теория религии). Для того чтобы раскрыть источники религии,​ под руководством Олпорта проводились масштабные социологические исследования. Именно эти конкретные исследования заставили отойти от точки зрения об обусловленности религии каким-либо одним чувством или потребностью. Нет единого источника религиозного опыта, говорит Олпорт,​ но нет также и некой стандартной модели религиозного опыта. На религиозное развитие индивида существенное влияние оказывают физиологические факторы,​ темперамент и умственные способности,​ его ценности,​ духовные искания. Анализу этих факторов Олпорт посвятил отдельные части своей книги, а также некоторые статьи и фрагменты других работ, опубликованных на русском языке под общим заглавием «Становление личности». ​ Проблемам психологии религии Олпорт посвятил одно из своих важнейших сочинений под названием «Индивид и его религия» (это абсолютная классика,​ на которую часто ссылались и советские исследователи). Этот труд до сих пор не переведен на русский язык. Олпорт полагает,​ что религия имеет множество корней,​ а сведение ее к какому-либо одному фактору будет означать неизбежное искажение и упрощение (многофакторная теория религии). Для того чтобы раскрыть источники религии,​ под руководством Олпорта проводились масштабные социологические исследования. Именно эти конкретные исследования заставили отойти от точки зрения об обусловленности религии каким-либо одним чувством или потребностью. Нет единого источника религиозного опыта, говорит Олпорт,​ но нет также и некой стандартной модели религиозного опыта. На религиозное развитие индивида существенное влияние оказывают физиологические факторы,​ темперамент и умственные способности,​ его ценности,​ духовные искания. Анализу этих факторов Олпорт посвятил отдельные части своей книги, а также некоторые статьи и фрагменты других работ, опубликованных на русском языке под общим заглавием «Становление личности». ​
  
-В религии,​ говори Олпорт,​ неудовлетворенный результатами своих поисков человек обретает искомую поддержку и опору. В ней – отражение духовной зрелости человека. Если он дошел до этой точки, значит,​ он уже прошел через вопрос о смысле жизни, самый простой и ясный ответ на который как раз и предлагает религия. По выражению Олпорта,​ религия дает человеку «всеохватывающую теорию жизни» , «перспективное намерение,​ которое позволяет ему на каждой стадии становления осмысленно связывать себя с тотальностью Бытия» . Философия не может дать этого: во-первых,​ в ней нет единства,​ а, во-вторых,​ она зачастую бывает слишком умозрительна. Наука может познать отдельные части Вселенной,​ но не в состоянии охватить ее всю в целом и во всех взаимосвязях. В этом смысле Олпорт возлагал особенные надежды на религию как форму мировоззрения. Для духовно зрелого человека религиозный поиск становится для него основанием жизненного выбора и, пишет Олпорт,​ «когда человек предается этой цели, … религия становится «внутренней» ценностью индивида и в этом качестве выступает как всеобъемлющая,​ интегративная и мотивирующая» . Таким образом,​ религия дает интеграцию личности и в этом ее важное психологическое значение. ​Надо сказать,​ что мысль об интегративной,​ стабилизирующей функции религии отнюдь не нова и в том или ином виде звучала уже в первой половине ​20 столетия у выдающихся представителей пастырской психологии и аналитического душепопечения,​ к числу которых принадлежит,​ например,​ Оскар Пфистер ​(1873 – 1956), а в наше время эта идея приобрела особенно большое значение у Ойгена Древермана, которого в некотором смысле можно считать последователем Пфистера.+В религии,​ говорит Олпорт,​ неудовлетворенный результатами своих поисков человек обретает искомую поддержку и опору. В ней – отражение духовной зрелости человека. Если он дошел до этой точки, значит,​ он уже прошел через вопрос о смысле жизни, самый простой и ясный ответ на который как раз и предлагает религия. По выражению Олпорта,​ религия дает человеку «всеохватывающую теорию жизни» ​[1: 349], «перспективное намерение,​ которое позволяет ему на каждой стадии становления осмысленно связывать себя с тотальностью Бытия» ​[1: 213]. Философия не может дать этого: во-первых,​ в ней нет единства,​ а, во-вторых,​ она зачастую бывает слишком умозрительна. Наука может познать отдельные части Вселенной,​ но не в состоянии охватить ее всю в целом и во всех взаимосвязях. В этом смысле Олпорт возлагал особенные надежды на религию как форму мировоззрения. Для духовно зрелого человека религиозный поиск становится для него основанием жизненного выбора и, пишет Олпорт,​ «когда человек предается этой цели, … религия становится «внутренней» ценностью индивида и в этом качестве выступает как всеобъемлющая,​ интегративная и мотивирующая» ​[1: 348]. Таким образом,​ религия дает интеграцию личности и в этом ее важное психологическое значение. ​Мысль об интегративной,​ стабилизирующей функции религии отнюдь не нова и в том или ином виде звучала уже в первой половине ​XX столетия у выдающихся представителей пастырской психологии и аналитического душепопечения,​ к числу которых принадлежит,​ например,​ Оскар Пфистер,​ а в наше время эта идея приобрела особенно большое значение у Ойгена Древермана.
  
-Основные сочинения+Несмотря на весьма значительную известность ​в кругах специалистов,​ религиоведов и психологов,​ идей Олпорта,​ до сих пор ​не предпринимались попытки систематического анализа его психологии религии. Многие из трудов Олпорта,​ прежде всего особенно значимая для религиоведения работа "​Индивид и его религия",​ до сих пор ​не переведены на русский язык.
  
-//На русском языке://+===== Основные сочинения ===== 
 + 
 + 
 +**На русском языке**
  
 Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
  
-//На английском языке://+**На английском языке**
  
 Allport G. W. Studies in expressive movement (with Vernon P. E.) (1933) New York: Macmillan, 1933. Allport G. W. Studies in expressive movement (with Vernon P. E.) (1933) New York: Macmillan, 1933.