/

Это старая версия документа!


Хорст Грошопп

Автор: Екатерина Коростиченко

Хорст Грошопп (Horst Groschopp, род. 1949) – немецкий культуролог, историк свободомыслия, сооснователь Союза свободомыслящих ГДР (VdF), с 1994 года – активный деятель гуманистического движения Германии.

Вехи жизни и творчества

Хорст Грошопп родился в 1949 году в Цвиккау. Изучал культурологию в Берлинском университете имени Гумбольдта. С 1971 года по 1997 год (с 1985 в качестве преподавателя) Грошопп работал там же в Институте культурологии («Institut für Kulturwissenschaft der Humboldt-Universität zu Berlin»). В 1989 году он в числе 12 деятелей культуры, профессоров Гумбольдского университета, выступил с инициативой («KulturInitiative ’89») создания в ГДР союза свободомыслящих (VdF). Вскоре после объединения Германии, в 1994 году, он вступил в Гуманистический союз Германии (HVD).

В 90-е годы Грошопп организовывал совместные поездки членов разных союзов, устраивал дебаты по ключевым проблемам секуляризации, и одним из первых выдвинул идею создания Дискуссионной комиссии (Die Sichtungskommission) [см. Ladwig R. Die säkulare Szene – von innen gesehen ] – органа, объединившего представителей различных союзов свободомыслящих. Главными направлениями работы комиссии стали: выработка общей стратегии поведения секулярного спектра, подготовка различных акций местного значения и открытый обмен мнениями и информацией. В ходе многолетних обсуждений были предложены и другие модели взаимодействия организаций свободомыслящих.

С 1997 по 2014 был директором Гуманистической академии Берлина (Humanistischen Akademie Berlin), с 2013 года – Гуманистической академии Берлина-Бранденбурга (Humanistische Akademie Berlin-Brandenburg). С 2001 по 2014 года работал в Институте гуманистического школьного обучения (Institut für Humanistische Lebenskunde beim Landesverband Berlin-Brandenburg). В июне 2014 года вышел на пенсию. В настоящее время активно занимается научной и публицистической деятельностью.

Грошопп является плодовитым автором. Его многочисленные книги и статьи посвящены как прошлой традиции организованного свободомыслия, ее культурному значению, так и теории и истории современного гуманизма, роли и месту современного свободомыслия в немецком обществе. Значительным вкладом исследователя в теорию свободомыслия и религиоведения в целом является предложенная им классификация. Не без оснований, Грошопп делит всех свободомыслящих (Freigeistiger) и, соответственно, организации, к которым они принадлежат, на три большие группы: Freireligiöse (свободно-религиозные, иными словами, инаковерующие), Freidenker (собственно свободомыслящие, фрайденкеры), Humanisten (гуманисты). Термин freigeistig (свободомыслящий) Грошопп понимает, как „frei im Geist“ («свободный в духе»). Полноту выражения этого понятия он находит в немецкой народной песне «Die Gedanken sind frei» («Мысли свободны»), которая была особенно популярна среди революционеров в период сильнейшей политической реакции перед мартовским восстанием 1848 г. Она адресована представителям различных мировоззренческих объединений или сообществ по интересам, которые являются сторонниками недогматического понимания жизни с опорой на разум и научное понимание природы и выступают против политических репрессий и цензуры – одним словом, свободомыслящим [29].

Концепция свободомыслия

Понимание «свободомыслия» Грошоппом и предложенная им классификация является альтернативой прежнему, оправданному для условий предвоенного времени, идеологическому делению свободомыслящих на «пролетарских» и «буржуазных», использование которого представляется нецелесообразным в современных условиях. Новый подход, помимо прочего, включает в область рассмотрения свободомыслящих нового типа – гуманистов, которые заявили о себе сравнительно недавно, после объединения Германии. Классифицируя свободомыслящих по классовой ориентации, исследователи прошлых лет часто находились в затруднении с определением идеологической направленности смешанных зонтичных организаций, таких как, например, Веймарский картель. Выделение в движении свободомыслия спектров, предлагаемое Грошоппом, позволяет раскрыть его многообразие, выявить общие тенденции движения и наметить перспективы его развития.

Описание истории движения свободомыслящих в Германии – задача нетривиальная хотя бы потому, что в немецком языке для обозначения свободомыслия в отношении религии (Das Freidenkertum) используются различные понятия. По замечанию Хорста Грошоппа, часто в исследовательской литературе наряду с термином freidenkerisch (свободомыслящий) встречаются: nichtreligiös, irreligiös, unreligiös, religionslos, ungläubig, nichtglaubend, unkirchlich, achristlich, ersatzreligiös, atheistisch, weltlich, monistisch, freireligiös, freigemendlich, konfessionslos, gottlos, anti-theistisch, humanistisch, naturwissenschaftlich, marxistisch, dissidentisch [2, S. 71]. Многозначность понятия, отраженная в языке, является следствием исторического многообразия и неоднородности немецкого свободомыслия. Учитывая это, Грошопп и предлагает классификацию свободомыслящих, приведенную выше. Данная классификация схематически иллюстрирует его концепцию, согласно которой организованное свободомыслие в Германии в процессе своего развития проходило несколько стадий. «Новые гуманистические союзы вышли в 90-е годы XX века главным образом из союзов свободомыслящих, а те в свою очередь, после 1880 года, – из свободно-религиозных общин. Последние же базировались на вольнодумной традиции, которая черпала свои истоки в буржуазном реформированном христианстве, Просвещении и в истории атеизма» [29]. Грошопп подчеркивает преемственность между современными организациями свободомыслящих и ранними формами консолидации немецкого свободомыслия, особо не скрывая при этом своей симпатии к союзам гуманистической направленности, видя в них кульминацию развития организованного движения свободомыслящих. Грошопп, будучи поборником светского гуманизма, видит в нем вольнодумное мировоззрение, свободомыслие, подчеркивая его антропоцентрическую направленность. «Гуманизм, – пишет Грошопп, – понимается двояко: с одной стороны, как ориентированная на человеческое достоинство светская точка зрения на разум, гуманность, права человека, применение науки, а с другой стороны, как мировоззрение» [29].

По нашему мнению, концепция «трех спектров свободомыслия» (фрайденкеры – гуманисты – инаковерующие), предложенная Грошоппом, сейчас требует пересмотра в связи с изменением секулярного «ландшафта» в Германии. Последние два десятилетия происходит размывание границ между гуманистическим и свободно-религиозным спектрами, как в мировоззренческом, так и в организационном смысле. Трехчастная классификация нуждается в уточнении, так как спектр инаковерующих находится в процессе трансформации.

Основные сочинения

(приводятся сочинения по религиоведческой проблематике)

1. Groschopp H., S. Michael. Lebenskunde – die vernachlässigte Alternative: zwei Beiträge zur Geschichte eines Schulfaches / [Humanistischer Verband Deutschlands. Red.: P. Block; W. Schultz]. Dortmund: Humanitas-Verl., 1995. – 68 S.

2. Groschopp H. Dissidenten. Freidenkerei und Kultur in Deutschland. Berlin: Dietz Verlag, 1997. – 448 S.

3. Groschopp H. Humanismus und Kultur [Humanistischer Verband Deutschlands]. Berlin: Humanistischer Verb. Deutschlands, Landesverb. Berlin, 2000. – 65 S.

4. Groschopp H. Renaissance der Rituale?: die Funktion traditioneller Passageriten in aktuellen Jugendkulturen; Dialoge über Firmungen, Konfirmationen, Jugendweihen und Jugendfeiern; Dokumentation der wissenschaftlichen Fachtagung der Humanistischen Akademie Berlin in Zusammenarbeit mit der Universität Hannover (Institut für Psychologie und Soziologie) und dem Bundeministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend. Berlin: Humanistische Akad., 2003. – 136 S.

5. Groschopp H. Humanes Leben bis zuletzt: Patientenwille und gesetzliche Regelung der Sterbehilfe in Deutschland; Dialoge über Ethik, Recht und Politik eines menschenwürdigen Todes; Dokumentation der wissenschaftlichen Fachtagung der Politischen Akademie der Friedrich-Ebert-Stiftung in Kooperation mit der Humanistischen Akademie und der Humanistischen Union. Berlin: Humanistische Akad., 2004. – 128 S.

6. Groschopp H. Säkularisierung der Menschenbilder?: Ludwig Feuerbach – 200. Geburtstag / [hrsg. von der Humanistische Akademie Berlin]. Hrsg. im Auftr. der Humanistischen Akademie und mit einem Vorw. Berlin: Humanistische Akad., 2005. – 128 S.

7. Groschopp H. Atheismus und Humanismus / hg. von der Humanistischen Akademie e.V. Berlin: Humanistische Akad., 2005. – 120 S.

8. Groschopp H. Umworbene «dritte Konfession»: Befunde über die Konfessionsfreien in Deutschland / [hrsg. von der Humanistische Akademie Berlin]. Berlin: Humanistische Akad., 2006. – 132 S.

9. Groschopp H. Freidenkerisches Erbe / [hg. von der Humanistische Akademie e.V.]. Berlin: Humanistische Akad., 2006. – 120 S.

10. Groschopp H. Säkulare Geschichtspolitik / [hg. von der Humanistischen Akademie e.V., Berlin]. Berlin: Humanistische Akad., 2007. – 128 S.

11. Groschopp H. «Rückkehr der Religion» – eine Mär? / [hg. von der Humanistischen Akademie e.V. Berlin]. Berlin: Humanistische Akad., 2007. – 104 S.

12. Groschopp H. Humanismus und «Böckenförde-Diktum» / [hrsg. von der Humanistischen Akademie e.V. Berlin]. Berlin: Humanistische Akad., 2008. – 96 S.

13. Groschopp H. Humanismus und «Böckenförde-Diktum» / [hrsg. von der Humanistischen Akademie e.V. Berlin]. Berlin: Humanistische Akad., 2008. – 96 S.

14. Groschopp H. «Los von der Kirche!»: Adolph Hoffmann und die Staat-Kirche-Trennung in Deutschland; Texte zu 90 Jahre Weimarer Reichsverfassung / [Humanistische Akademie Berlin]. Aschaffenburg: Alibri-Verl., 2009. – 157 S.

15. Groschopp H. Humanistisches Sozialwort / [Humanistische Akademie Berlin]. Aschaffenburg: Alibri-Verl., 2009. – 123 S.

16. Groschopp H. Humanismus und «neuer Atheismus» / [hrsg. von der Humanistischen Akademie e.V. Berlin]. Berlin: Humanistische Akad., 2009. – 96 S.

17. Groschopp H. Konfessionsfreie und Grundgesetz. Aschaffenburg: Alibri-Verl., 2010. – 176 S.

18. Groschopp H. Humanistische Bestattungskultur. Aschaffenburg: Alibri-Verl., 2010. – 180 S.

19. Groschopp H. Humanismusperspektiven / [Humanistische Akademie Deutschland]. Aschaffenburg: Alibri-Verl., 2010. – 209 S.

20. Groschopp H. Humanismus und junge Generation / [Humanistische Akademie Berlin]. Aschaffenburg: Alibri-Verl., 2010. – 176 S.

21. Groschopp H. Barmherzigkeit und Menschenwürde: Selbstbestimmung, Sterbekultur, Spiritualität / [Humanistische Akademie Berlin]. Aschaffenburg: Alibri-Verl., 2011. – 205 S.

22. Groschopp H. Humanistik: Beiträge zum Humanismus. Aschaffenburg: Alibri-Verl., 2012. – 274 S.

23. Groschopp H. Letzter Versuch einer Offensive: der Verband der Freidenker der DDR (1988-1990); ein dokumentarisches Lesebuch / [Humanistische Akademie Berlin-Brandenburg]. Aschaffenburg: Alibri-Verl., 2013. – 260 S.

24. Groschopp H. Humanismus – Laizismus – Geschichtskultur / [Humanistische Akademie Berlin]. Aschaffenburg : Alibri-Verl., 2013. – 225 S.

25. Groschopp H. Der ganze Mensch: die DDR und der Humanismus; ein Beitrag zur deutschen Kulturgeschichte. Marburg: Tectum-Verl., 2013. – 559 S.

26. Groschopp H. Humanismus und Humanisierung / [Humanistische Akademie Berlin-Brandenburg]. Aschaffenburg: Alibri-Verl., 2014. – 177 S.

27. Groschopp H. Humanismus – ein offenes System: Beiträge zur Humanistik. Aschaffenburg: Alibri-Verl., 2014. – 185 S.

28. Groschopp H. Humanismus und „Dritte Konfession“. Atheismus und Humanismus (Humanismus aktuell, 17). Berlin: Humanistische Akademie, 2005. – S. 40–56. 29. Groschopp H. Säkulare und freigeistige Organisationen und Verbände in Deutschland (Erläuterungen zu den Tabellen). http://fowid.de/fileadmin/textarchiv/Groschopp_Horst/Saekulare_Verbaende_TA2005_9.pdf;