/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
гузинде_мартин [2016/02/01 14:06]
valeria_sleptsova [Вехи жизни и творчества]
гузинде_мартин [2016/08/05 14:37] (текущий)
Строка 10: Строка 10:
 М. Гузинде родился в 1886 году в Бреслау (Польша). В 1900 г. вступил в миссионерский орден {{ :​gusinde001.jpg?​200|}}Общества божественного слова – Societas Verbi Divini (S.V.D.), членом которого был и его учитель В. Шмидт. ​ В 1905-1911 гг. получал образование в высшей школе Сан-Габриэль,​ в Мёдлинге,​ рядом с Веной (под руководством В. Шмидта). После посвящения в 1911 году в сан священника,​ отправился в Чили для миссионерской деятельности. В Чили он работал учителем,​ а также сотрудником этнографического музея Сантьяго-де-Чили под руководством Макса Уле. С 1918 по 1924 годы он предпринял четыре исследовательские экспедиции к индейцам Тьерра-дель-Фуэго (о. Огненная Земля на южной оконечности Южной Америки),​ которые и сделали его известным среди этнологов. Он изучал племена ямана, зелкнам и халаквулуп,​ в общей сложности проведя среди них 22 месяца. Он не только наблюдал за тайными для непосвященных обрядами этих индейцев,​ но и сам был допущен пройти обряд инициации,​ что позволило ему впоследствии достоверно описывать их обряды,​ мифы, образы богов, знахарские умения и торжества по поводу инициаций и тайных церемоний мужских союзов. В 1926 году получил докторскую степень по антропологии в Венском университете. Вместе с Фридериком Хестерманом издал в 1933 году ямана-английский словарь,​ использующийся по настоящее время. В середине 1930-х годов исследовал пигмеев в Конго. Последние годы жизни преподавал в миссии Сан-Габриеля в Мёдлинге (Вена). Там же он умер в 1969 году. В его честь в Пуэрто-Вильямс (Чили) был основан Антропологический музей Мартина Гузинде,​ который показывает его работу по исследованию огнеземельцев. М. Гузинде родился в 1886 году в Бреслау (Польша). В 1900 г. вступил в миссионерский орден {{ :​gusinde001.jpg?​200|}}Общества божественного слова – Societas Verbi Divini (S.V.D.), членом которого был и его учитель В. Шмидт. ​ В 1905-1911 гг. получал образование в высшей школе Сан-Габриэль,​ в Мёдлинге,​ рядом с Веной (под руководством В. Шмидта). После посвящения в 1911 году в сан священника,​ отправился в Чили для миссионерской деятельности. В Чили он работал учителем,​ а также сотрудником этнографического музея Сантьяго-де-Чили под руководством Макса Уле. С 1918 по 1924 годы он предпринял четыре исследовательские экспедиции к индейцам Тьерра-дель-Фуэго (о. Огненная Земля на южной оконечности Южной Америки),​ которые и сделали его известным среди этнологов. Он изучал племена ямана, зелкнам и халаквулуп,​ в общей сложности проведя среди них 22 месяца. Он не только наблюдал за тайными для непосвященных обрядами этих индейцев,​ но и сам был допущен пройти обряд инициации,​ что позволило ему впоследствии достоверно описывать их обряды,​ мифы, образы богов, знахарские умения и торжества по поводу инициаций и тайных церемоний мужских союзов. В 1926 году получил докторскую степень по антропологии в Венском университете. Вместе с Фридериком Хестерманом издал в 1933 году ямана-английский словарь,​ использующийся по настоящее время. В середине 1930-х годов исследовал пигмеев в Конго. Последние годы жизни преподавал в миссии Сан-Габриеля в Мёдлинге (Вена). Там же он умер в 1969 году. В его честь в Пуэрто-Вильямс (Чили) был основан Антропологический музей Мартина Гузинде,​ который показывает его работу по исследованию огнеземельцев.
  
-Гузинде пользовался большим авторитетом как полевой исследователь. Основной труд его жизни – это написание трехтомного исследования жизни индейцев Огненной Земли (рукопись четвертого тома погибла во время второй мировой войны, и М. Гузинде смог восстановить ее только в последние годы жизни). Этот труд имеет огромное значение,​ так как представляет собой тщательное (каждый том – больше тысячи страниц),​ исследование жизни огнеземельцев,​ племена которых ​из-за последствий захвата ​этих земель европейцами вскоре вымерли. Наряду с этими книгами,​ фотографии и фонографические записи их песен, сделанные Гузинде – единственное,​ что от них осталось. ​+Гузинде пользовался большим авторитетом как полевой исследователь. Основной труд его жизни – это написание трехтомного исследования жизни индейцев Огненной Земли (рукопись четвертого тома погибла во время второй мировой войны, и М. Гузинде смог восстановить ее только в последние годы жизни). Этот труд имеет огромное значение,​ так как представляет собой тщательное (каждый том – больше тысячи страниц),​ исследование жизни огнеземельцев,​ племена которых ​вследствие захвата их земель европейцами вскоре вымерли. Наряду с этими книгами,​ фотографии ​огнеземельцев ​и фонографические записи их песен, сделанные Гузинде – единственное,​ что от них осталось.
  
 Труды М. Гузинде с точки зрения религиоведения в русскоязычной литературе практически не изучались,​ хотя его полевые исследования внесли значительный вклад в обоснование теории «первобытного монотеизма» (по мнению самого В. Шмидта,​ отправившего во вторую экспедицию вместе с М. Гузинде своего ближайшего соратника Вильгельма Копперса). Как отмечают современные исследователи,​ стремясь подвести факты под теорию Шмидта,​ Гузинде рассматривал огнеземельцев как представителей пракультуры,​ как доисторических детей природы,​ верующих в высшего бога. С другой стороны,​ тенденции идеализации их культуры строились на том основании,​ что «Гузинде рассматривал как свою особую задачу – пересмотреть негативные суждения более ранних авторов – и среди них Чарльза Дарвина – об огнеземельцах» (Gareis Iris. P. Martin Gusinde, S.V.D / Hauptwerke der Ethnologie. Stuttgart: Kröner, 2001. S. 152-153). Несмотря на эти тенденции,​ в целом его исследования представляют собой непредубежденный взгляд на индейцев Огненной Земли, а «в сочетании неслыханного богатства собственных наблюдений с критической оценкой остальных источников эта трилогия Гузинде бесспорно является образцовым трудом по огнеземельцам» (Ibid. S. 156). Труды М. Гузинде с точки зрения религиоведения в русскоязычной литературе практически не изучались,​ хотя его полевые исследования внесли значительный вклад в обоснование теории «первобытного монотеизма» (по мнению самого В. Шмидта,​ отправившего во вторую экспедицию вместе с М. Гузинде своего ближайшего соратника Вильгельма Копперса). Как отмечают современные исследователи,​ стремясь подвести факты под теорию Шмидта,​ Гузинде рассматривал огнеземельцев как представителей пракультуры,​ как доисторических детей природы,​ верующих в высшего бога. С другой стороны,​ тенденции идеализации их культуры строились на том основании,​ что «Гузинде рассматривал как свою особую задачу – пересмотреть негативные суждения более ранних авторов – и среди них Чарльза Дарвина – об огнеземельцах» (Gareis Iris. P. Martin Gusinde, S.V.D / Hauptwerke der Ethnologie. Stuttgart: Kröner, 2001. S. 152-153). Несмотря на эти тенденции,​ в целом его исследования представляют собой непредубежденный взгляд на индейцев Огненной Земли, а «в сочетании неслыханного богатства собственных наблюдений с критической оценкой остальных источников эта трилогия Гузинде бесспорно является образцовым трудом по огнеземельцам» (Ibid. S. 156).
Строка 16: Строка 16:
  
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====
 +==== На немецком языке: ====
  
   * Gusinde M. Die Feuerland-Indianer. 3 Bände. Mödling, 1931-1939. (4 том вышел посмертно в 1974 году).   * Gusinde M. Die Feuerland-Indianer. 3 Bände. Mödling, 1931-1939. (4 том вышел посмертно в 1974 году).