/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
густав_тейхмюллер [2015/12/25 19:15]
stanislav_panin [Основные сочинения]
густав_тейхмюллер [2016/03/18 14:37]
david_damte [Основные сочинения]
Строка 13: Строка 13:
 Некоторые внимательные исследователи наследия Тейхмюллера (например,​ И. Б. Румер) приходят к мысли о примирительном характер его философии,​ указывая на его стремление сгладить противоречия между различными философскими направлениями и системами. Отчасти этой цели служит как раз подробное исследование философских понятий,​ о чем сказано выше. Та же тенденция (в смысле попытки примирения теизма и пантеизма:​ Бог как универсальная субстанция,​ заключающая в себе все остальные субстанции) проявляется в «Философии религии» Тейхмюллера (его последнее крупное сочинение). В ней он только подошел к разработке собственной религиозно-философской системы,​ завершить которую не успел. Тейхмюллер дал интересный и самостоятельный анализ форм религиозного сознания,​ исключая христианство,​ к которому предполагал обратиться во втором томе «Философии религии». ​ Некоторые внимательные исследователи наследия Тейхмюллера (например,​ И. Б. Румер) приходят к мысли о примирительном характер его философии,​ указывая на его стремление сгладить противоречия между различными философскими направлениями и системами. Отчасти этой цели служит как раз подробное исследование философских понятий,​ о чем сказано выше. Та же тенденция (в смысле попытки примирения теизма и пантеизма:​ Бог как универсальная субстанция,​ заключающая в себе все остальные субстанции) проявляется в «Философии религии» Тейхмюллера (его последнее крупное сочинение). В ней он только подошел к разработке собственной религиозно-философской системы,​ завершить которую не успел. Тейхмюллер дал интересный и самостоятельный анализ форм религиозного сознания,​ исключая христианство,​ к которому предполагал обратиться во втором томе «Философии религии». ​
  
-С точки зрения психологии религии,​ весьма интересен анализ понятия «религиозное чувство»,​ предпринятый Тейхмюллером (один из образцов его систематики). Философ начинает с того, что выделяет два взгляда на мир: перспективистский,​ когда человек рассматривает мир, принимая самого себя за исходный пункт и не сознавая свою включенность в мировую систему и свое истинное положение в мире. Отсюда происходят эгоистические чувства и страх человека за собственную жизнь, который становится движущим мотивом человеческой активности и способствует возникновению первых религиозных представлений. Другую точку зрения,​ которой человек достигает в ходе дальнейшего развития,​ Тейхмюллер называет объективной в том смысле,​ что человек сознает независимость мировых процессов от своей воли и понимает себя как часть целого. На место отношения предметов внешнего мира к нам мы ставим отношение вещей друг к другу. Этой точке зрения соответствует категория чувств,​ которую Тейхмюллер называет идеальными. Идеальные чувства разделяются Тейхмюллером на три вида: логические,​ нравственные и эстетические. Однако существует особенный вид чувств,​ которые не подпадают под указанное деление. Это религиозные чувства. Их существо заключается в том, что в них снимается противоречие эгоистических побуждений человека (первый вид чувств) и идеальных чувств. Таким образом,​ в религиозном чувстве разрешается противоречие самости и универсума,​ я и Божества [4451].+С точки зрения психологии религии,​ весьма интересен анализ понятия «религиозное чувство»,​ предпринятый Тейхмюллером (один из образцов его систематики). Философ начинает с того, что выделяет два взгляда на мир: перспективистский,​ когда человек рассматривает мир, принимая самого себя за исходный пункт и не сознавая свою включенность в мировую систему и свое истинное положение в мире. Отсюда происходят эгоистические чувства и страх человека за собственную жизнь, который становится движущим мотивом человеческой активности и способствует возникновению первых религиозных представлений. Другую точку зрения,​ которой человек достигает в ходе дальнейшего развития,​ Тейхмюллер называет объективной в том смысле,​ что человек сознает независимость мировых процессов от своей воли и понимает себя как часть целого. На место отношения предметов внешнего мира к нам мы ставим отношение вещей друг к другу. Этой точке зрения соответствует категория чувств,​ которую Тейхмюллер называет идеальными. Идеальные чувства разделяются Тейхмюллером на три вида: логические,​ нравственные и эстетические. Однако существует особенный вид чувств,​ которые не подпадают под указанное деление. Это религиозные чувства. Их существо заключается в том, что в них снимается противоречие эгоистических побуждений человека (первый вид чувств) и идеальных чувств. Таким образом,​ в религиозном чувстве разрешается противоречие самости и универсума,​ я и Божества [4451].
  
 Воззрения Тейхмюллера получили широкое распространение в интеллектуальной среде и стали фундаментом для развития философских идей А.А. Козлова,​ Е.А. Боброва,​ Я.Ф. Озе, С.А. Алексеев (Аскольдов) и др. Под редакцией Боброва переведены два важнейших философских сочинения Тейхмюллера – «Дарвинизм и философия» и «Бессмертие души», а в 1913 году в Казани (пер. Я. Красникова) выходит «Действительный и кажущийся мир. Новое основание метафизики». Систематическое исследование «Философии религии» Тейхмюллера,​ тем более, с точки зрения ее религиоведческого содержания по-прежнему остается делом будущего. Воззрения Тейхмюллера получили широкое распространение в интеллектуальной среде и стали фундаментом для развития философских идей А.А. Козлова,​ Е.А. Боброва,​ Я.Ф. Озе, С.А. Алексеев (Аскольдов) и др. Под редакцией Боброва переведены два важнейших философских сочинения Тейхмюллера – «Дарвинизм и философия» и «Бессмертие души», а в 1913 году в Казани (пер. Я. Красникова) выходит «Действительный и кажущийся мир. Новое основание метафизики». Систематическое исследование «Философии религии» Тейхмюллера,​ тем более, с точки зрения ее религиоведческого содержания по-прежнему остается делом будущего.
Строка 19: Строка 19:
 ==== Основные сочинения ==== ==== Основные сочинения ====
  
-**На русском языке**+**На русском языке:**
  
 1. Тейхмюллер Г. А.  Действительный и кажущийся мир: новое основание метафизики. Пер. с нем. Я. Красикова. Казань,​ 1913.  1. Тейхмюллер Г. А.  Действительный и кажущийся мир: новое основание метафизики. Пер. с нем. Я. Красикова. Казань,​ 1913. 
Строка 27: Строка 27:
 3. Тейхмюллер Г. А. Бессмертие души. Пер. с нем. под ред. Е. А. Боброва. Юрьев, 1895.  3. Тейхмюллер Г. А. Бессмертие души. Пер. с нем. под ред. Е. А. Боброва. Юрьев, 1895. 
  
-**На немецком языке**+**На немецком языке:**
  
 4. Teichmüller G. Religionsphilosophie. Breislau, 1886. 4. Teichmüller G. Religionsphilosophie. Breislau, 1886.