/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

густав_тейхмюллер [2016/03/18 14:37]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
густав_тейхмюллер [2016/08/05 14:37]
Строка 1: Строка 1:
-====== Густав Тейхмюллер ====== 
- 
-**Автор:​ Давид Дамте** 
- 
-Густав Тейхмюллер (Gustav Teichmüller,​ 1832 – 1888) – немецкий философ – последователь Г.В. Лейбница,​ основатель Юрьевской философской школы. 
- 
-===== Вехи жизни и творчества ===== 
- 
-{{ :​160px-gustav_teichmueller.jpg?​200|}}Философские воззрения Тейхмюллера составили одну из самых выдающихся систем XIX столетия. ​ 
- 
-Не без влияния Тренделенбурга – талантливого ученика Гегеля и научного руководителя Тейхмюллера – философ пришел к мысли о том, что философия строится из понятий,​ в них выражается ее существеннейшее содержание,​ а потому задача историка философии заключается в том, чтобы проследить историю понятий,​ например,​ время и пространство,​ примером чего могут служить блестящие работы самого Тейхмюллера («Исследования по истории понятий» и «Новые исследования по истории понятий»). Отсюда берет свое начало особая ветвь философского знания,​ получившая название «история понятий». Тейхмюллер полагает,​ что, следуя по этому пути, мы приходим к пониманию глубинного единства основных идей философии,​ которое скрыто от взгляда поверхностного наблюдателя. В своем главном сочинении под названием «Действительный и кажущийся мир. Новое основание метафизики» ​ он закладывает фундамент собственной системы,​ начиная с анализа понятия «бытия»,​ в котором он выделяет 3 области:​ деятельности (реальное бытие),​ содержания (идеальное бытие) и субстанции (субстанциальное бытие) или «я». Два первых элемента в их единстве с сознающим себя «я» составляют понятие «бытия»,​ ставшее основанием философской системы Тейхмюллера. ​ 
- 
-Некоторые внимательные исследователи наследия Тейхмюллера (например,​ И. Б. Румер) приходят к мысли о примирительном характер его философии,​ указывая на его стремление сгладить противоречия между различными философскими направлениями и системами. Отчасти этой цели служит как раз подробное исследование философских понятий,​ о чем сказано выше. Та же тенденция (в смысле попытки примирения теизма и пантеизма:​ Бог как универсальная субстанция,​ заключающая в себе все остальные субстанции) проявляется в «Философии религии» Тейхмюллера (его последнее крупное сочинение). В ней он только подошел к разработке собственной религиозно-философской системы,​ завершить которую не успел. Тейхмюллер дал интересный и самостоятельный анализ форм религиозного сознания,​ исключая христианство,​ к которому предполагал обратиться во втором томе «Философии религии». ​ 
- 
-С точки зрения психологии религии,​ весьма интересен анализ понятия «религиозное чувство»,​ предпринятый Тейхмюллером (один из образцов его систематики). Философ начинает с того, что выделяет два взгляда на мир: перспективистский,​ когда человек рассматривает мир, принимая самого себя за исходный пункт и не сознавая свою включенность в мировую систему и свое истинное положение в мире. Отсюда происходят эгоистические чувства и страх человека за собственную жизнь, который становится движущим мотивом человеческой активности и способствует возникновению первых религиозных представлений. Другую точку зрения,​ которой человек достигает в ходе дальнейшего развития,​ Тейхмюллер называет объективной в том смысле,​ что человек сознает независимость мировых процессов от своей воли и понимает себя как часть целого. На место отношения предметов внешнего мира к нам мы ставим отношение вещей друг к другу. Этой точке зрения соответствует категория чувств,​ которую Тейхмюллер называет идеальными. Идеальные чувства разделяются Тейхмюллером на три вида: логические,​ нравственные и эстетические. Однако существует особенный вид чувств,​ которые не подпадают под указанное деление. Это религиозные чувства. Их существо заключается в том, что в них снимается противоречие эгоистических побуждений человека (первый вид чувств) и идеальных чувств. Таким образом,​ в религиозном чувстве разрешается противоречие самости и универсума,​ я и Божества [4: 451]. 
- 
-Воззрения Тейхмюллера получили широкое распространение в интеллектуальной среде и стали фундаментом для развития философских идей А.А. Козлова,​ Е.А. Боброва,​ Я.Ф. Озе, С.А. Алексеев (Аскольдов) и др. Под редакцией Боброва переведены два важнейших философских сочинения Тейхмюллера – «Дарвинизм и философия» и «Бессмертие души», а в 1913 году в Казани (пер. Я. Красникова) выходит «Действительный и кажущийся мир. Новое основание метафизики». Систематическое исследование «Философии религии» Тейхмюллера,​ тем более, с точки зрения ее религиоведческого содержания по-прежнему остается делом будущего. 
- 
-==== Основные сочинения ==== 
- 
-**На русском языке** 
- 
-1. Тейхмюллер Г. А.  Действительный и кажущийся мир: новое основание метафизики. Пер. с нем. Я. Красикова. Казань,​ 1913.  
- 
-2. Тейхмюллер Г. А. Дарвинизм и философия. Пер. с нем. под ред. Е. А. Боброва. Юрьев, 1894. 
- 
-3. Тейхмюллер Г. А. Бессмертие души. Пер. с нем. под ред. Е. А. Боброва. Юрьев, 1895.  
- 
-**На немецком языке** 
- 
-4. Teichmüller G. Religionsphilosophie. Breislau, 1886.