/

Это старая версия документа!


Дайсэцу Судзуки (Тэйтаро Судзуки)

Автор: Екатерина Середа

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (Daisetzu Teitaro Suzuki, 18 октября 1870 — 12 июля 1966), профессор буддийской философии университета Отани в Киото, исследователь и популяризатор дзэн-буддизма. Член Японской академии наук. Сузуки обладал университетским образованием и интеллектуальной погруженностью в реалии западной философии и литературы, что позволило ему быть особенно успешным и убедительным в представлении дзен-буддзма западной аудитории. По представлением Сузуки, дзен-буддизм - весьма практичным религия, с акцентом на непосредственном опыте, что особо сопоставимо с формами мистицизма как первоисточник всех религиозных настроений. Судзуки представляет версию дзен, которая может быть описана как де-рационализированная и эссенциальная. Судзуки также испытал влияние западной эзотерики, и даже присоединился к Теософскому обществу. Идеями дзэн-буддизма Судзуки заинтересовал К. Г. Юнга и многих других, и сыграл важную роль в процессе сближения культур Востока и Запада.

Вехи жизни и творчества

В молодости был мирским учеником дзэнской школы Риндзай-сю в Энгаку-дзи в Камакуре, где получил имя Дайсэцу («великая простота»).

После получения образования в 1909—1920 годах преподавал в Университете Гакусюин и в Токийском императорском университете. С 1936 года неоднократно посещал Великобританию, США и Европу, читал лекции по буддизму во многих университетах и колледжах, в том числе Кембридже, Гарварде, Колумбийском университете Нью-Йорка, где познакомился с Карен Хорни и Эрихом Фроммом, с которыми оон в дальнейшем развел профессиональные отношения.

Ряд его работ посвящены общим проблемам буддизма махаяны, формированию религиозной практики и учения буддизма в Китае. Особое внимание Судзуки уделял проблемам адаптации явлений дальневосточной культуры к иным традициям, отличающимся от них.

Его заслуга состояла в том, что он предложил западному читателю свою интерпретацию религиозно-философского, этического и эстетического учения дзэн-буддизма. В работах Судзуки отмечалось место этой школы в буддизме махаяны и в других дальневосточных учениях и в дальневосточной культуре в целом. Его труды сыграли важную роль в процессе сближения культур Востока и Запада.

Основные сочинения

Библиография на английском языке

  • Essays in Zen Buddhism: First Series, New York: Grove Press, 1927
  • Essays in Zen Buddhism: Second Series, New York: Samuel Weiser, Inc. 1953—1971. Edited by Christmas Humphreys, 1933
  • Essays in Zen Buddhism: Third Series, York Beach, Maine: Samuel Weiser, Inc. 1953. Edited by Christmas Humphreys, 1934
  • Translation of the Lankavatara Sutra from the original Sanskrit. Boulder, CO: Prajña Press, 1978, first published Routledge Kegan Paul, 1932.
  • An Introduction to Zen Buddhism, Kyoto: Eastern Buddhist Soc. 1934. Republished with Foreword by C.G. Jung, London: Rider & Company, 1948.
  • The Training of the Zen Buddhist Monk, Kyoto: Eastern Buddhist Soc. 1934. New York: University Books, 1959.
  • Manual of Zen Buddhism, Kyoto: Eastern Buddhist Soc. 1934. London: Rider & Company, 1950, 1956.
  • The Zen Doctrine of No-Mind,London: Rider & Company, 1949. York Beach, Maine: Red Wheel/Weiser 1972
  • Living by Zen. London: Rider & Company, 1949.
  • Mysticism: Christian and Buddhist: The Eastern and Western Way, Macmillan, 1957.
  • Zen and Japanese Culture, New York: Pantheon Books, 1959. A classic.
  • Zen Buddhism: Selected Writings of D.T. Suzuki, Doubleday, New York: 1956. Edited by William Barrett.
  • Swedenborg: Buddha of the North, West Chester, Pa: Swedenborg Foundation, 1996. Trans. by Andrew Bernstein of Swedenborugu, 1913.
  • A Miscellany on the Shin Teaching of Buddhism; Kyōto, Shinshū Ōtaniha, 1949.
  • Shin Buddhism; New York, Harper & Row, 1970.
  • Gutoku Shaku Shinran, The Kyōgyōshinshō, The Collection of Passages Expounding the True Teaching, Living, Faith, and Realizing of the Pure Land, translated by Daisetz Teitarō Suzuki (ed. by The Eastern Buddhist Society); Kyōto, Shinshū Ōtaniha, 1973.
  • Collected Writings on Shin Buddhism (ed. by The Eastern Buddhist Society); Kyōto, Shinshū Ōtaniha, 1973.
  • Buddha of Infinite Light. Boston: Shambhala Publications, 1998. Edited by Taitetsu Unno.
  • A Zen Life Remembered. Wheatherhill, 1986. Reprinted by Shambhala Publications.

Библиография на русском языке

  • Судзуки Д. Т. Лекции по Дзэн-буддизму. — М.: Ассоциация молодых ученых, 1990.
  • Судзуки Д. Т. Дзен и фехтование. — Гелеос, 1991.
  • Судзуки Д. Т. Наука Дзен — Ум Дзен. — К.: «Преса Украiни», 1992.
  • Судзуки Д. Т., Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. — Бишкек: МП «Одиссей», 1993. (Библиотека Восточной религиозно-мистической философии).
  • Судзуки Д. Т. Мистицизм: христианский и буддийский. — К.: София, 1996.
  • Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма Махаяны. — СПб.: Наука, 2002.
  • Судзуки Д. Т. Очерки о дзэн-буддизме. В 3-х частях. — СПб.: Наука, 2002, 2004, 2005.
  • Судзуки Д. Т. Дзэн и японская культура. — СПб.: Наука, 2003.
  • Судзуки Д. Т. Дзэн-буддизм в японской культуре. — СПб.: Издательство «ТРИАDА», 2004.
  • Судзуки Д. Т. Антология дзэн-буддийских текстов. — СПб.: Наука, 2005.

Статьи на русском языке

  • Судзуки Д. Т. Две лекции о дзэн-буддизме Иностранная литература. — 1991. — № 1. — С. 241—253. * Судзуки Д. Т. Дзэн-буддизм и любовь японцев к природе Азия и Африка сегодня. — 1991. — № 1. — С. 56—59.
  • Судзуки Д. Т. Дзэн и культ чая Азия и Африка сегодня. — 1991. — № 2. — С. 48—52. * Судзуки Д. Т. Жизнь в простоте Азия и Африка сегодня. — 1991. — № 6. — С. 44—46.
  • Судзуки Д. Т. Поэзия цветов Азия и Африка сегодня. — 1991. — № 8. — С. 46—50. * Судзуки Д. Т. Рикю и другие мастера чайной церемонии Азия и Африка сегодня. — 1991. — № 3. — С. 42—45.
  • Судзуки Д. Т. Уловить неуловимое Азия и Африка сегодня. — 1991. — № 7. — С. 47—49. * Судзуки Д. Т. Человек как часть природы Азия и Африка сегодня. — 1991. — № 5. — С. 46—50.