Вах, Иоахим
Иоахим Вах (Joachim Wach, 1898–1955) – немецкий исследователь религии, представитель феноменологии религии, основатель чикагской школы религиоведения.
Вехи жизни и творчества
Вах получил образование в Лейпцигском и Берлинском университетах. Докторскую диссертацию защитил в 1922 году в Лейпцигском университете на тему «Основания феноменологии концепции спасения» и в том же году опубликовал ее под названием «Концепция спасения и её интерпретации». Научную карьеру начал в Лейпцигском университете, где проработал с 1929 по 1935, но после прихода к власти нацистов был уволен из-за еврейских корней. После этого переехал в США, где работал сначала в Брауновском университете, а затем, в 1945–1955 годах, в Университете Чикаго.
Основные идеи
В своих работах Вах критиковал как свойственное конфессионально-ориентированным авторам сведение религиоведения к изучению какой-то одной религии (например, христианства), так и редукционистские настроения, преобладавшие в среде психологов и социологов натуралистического толка. В противоположность этому, Вах указывал на необходимость сравнительного изучения различных религий, определяя главную задачу религиоведения как «понимание природы всех религий» (Sociology of Religion, 1), достигаемое через их историческое описание и систематическое сопоставление. В качестве четырех основных разделов религиоведения он выделял феноменологию, историю, психологию и социологию религии.
Вах считал, что ядром религии является религиозный опыт. В работе «Социология религии» он характеризовал историю религии как «постоянную и более или менее успешную борьбу за адекватное проявление и выражение религиозного опыта» (Sociology of Religion, 18). Вах определял религиозный опыт, следуя идеям Рудольфа Отто, как опыт «священного», а в религии выделял три уровня: теоретический (доктрина), практический (культ) и социальный (религиозные институты). При этом он полагал, что доктрина и культ неотделимы друг от друга: всякая доктрина выражается в определенном культе, а любое культовое действие обязательно имеет доктринальную сторону.
Хотя Вах рассматривал исследование религиозного опыта как главную задачу религиоведения, он, имея в виду три уровня существования религии, считал, что всестороннее понимание религии может быть достигнуто только при условии ее комплексного изучения и критиковал Уильяма Джеймса за то, что тот «концентрировался исключительно на субъективной стороне религии» (Sociology of Religion, 18).
Основные сочинения
На английском языке
- Sociology of Religion. London, 1947 (1st ed.: Chicago, 1944).
- Types of Religious Experience: Christian and Non-Christian. Chicago, 1951.
- The Comparative Study of Religions. New York, 1958.
- Understanding and Believing: Essays. New York, 1968.
На немецком языке
- Das Verstehen: Grundzüge einer Geschichte der hermeneutischen Theorie im 19. Jahrhundert, 3 vols. 1926–1933.
- Der Erlösungsgedanke und seine Deutung. Leipzig, 1922.
- Religionswissenschaft: Prolegomena zu ihrer wissenschaftstheoretischen Grundlegung. Leipzig, 1924.
Исходная версия этой статьи была написана в 2015 году в рамках работ по гранту РГНФ №15-33-01342.
Уэйт, Артур Эдвард
Британский оккультист и публицист, известный, помимо прочего, своими работами по истории каббалы, алхимии и масонства.
2023-10-28 · Читать ›Циммер, Генрих
Немецкий востоковед, специалист по истории индийского искусства.
2023-10-28 · Читать ›