Вах, Иоахим

К разделу
2023-10-26
#klassiki

Иоахим Вах (Joachim Wach, 1898–1955) – немецкий исследователь религии, представитель феноменологии религии, основатель чикагской школы религиоведения.

Вехи жизни и творчества

Вах получил образование в Лейпцигском и Берлинском университетах. Докторскую диссертацию защитил в 1922 году в Лейпцигском университете на тему «Основания феноменологии концепции спасения» и в том же году опубликовал ее под названием «Концепция спасения и её интерпретации». Научную карьеру начал в Лейпцигском университете, где проработал с 1929 по 1935, но после прихода к власти нацистов был уволен из-за еврейских корней. После этого переехал в США, где работал сначала в Брауновском университете, а затем, в 1945–1955 годах, в Университете Чикаго.

Основные идеи

В своих работах Вах критиковал как свойственное конфессионально-ориентированным авторам сведение религиоведения к изучению какой-то одной религии (например, христианства), так и редукционистские настроения, преобладавшие в среде психологов и социологов натуралистического толка. В противоположность этому, Вах указывал на необходимость сравнительного изучения различных религий, определяя главную задачу религиоведения как «понимание природы всех религий» (Sociology of Religion, 1), достигаемое через их историческое описание и систематическое сопоставление. В качестве четырех основных разделов религиоведения он выделял феноменологию, историю, психологию и социологию религии.

Вах считал, что ядром религии является религиозный опыт. В работе «Социология религии» он характеризовал историю религии как «постоянную и более или менее успешную борьбу за адекватное проявление и выражение религиозного опыта» (Sociology of Religion, 18). Вах определял религиозный опыт, следуя идеям Рудольфа Отто, как опыт «священного», а в религии выделял три уровня: теоретический (доктрина), практический (культ) и социальный (религиозные институты). При этом он полагал, что доктрина и культ неотделимы друг от друга: всякая доктрина выражается в определенном культе, а любое культовое действие обязательно имеет доктринальную сторону.

Хотя Вах рассматривал исследование религиозного опыта как главную задачу религиоведения, он, имея в виду три уровня существования религии, считал, что всестороннее понимание религии может быть достигнуто только при условии ее комплексного изучения и критиковал Уильяма Джеймса за то, что тот «концентрировался исключительно на субъективной стороне религии» (Sociology of Religion, 18).

Основные сочинения

На английском языке

На немецком языке


Исходная версия этой статьи была написана в 2015 году в рамках работ по гранту РГНФ №15-33-01342.

Уэйт, Артур Эдвард

Британский оккультист и публицист, известный, помимо прочего, своими работами по истории каббалы, алхимии и масонства.

2023-10-28 · Читать ›

Циммер, Генрих

Немецкий востоковед, специалист по истории индийского искусства.

2023-10-28 · Читать ›