/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

иоганн_ронге [2015/12/13 23:12]
ekaterina_korostichenko [Вехи жизни и творчества]
иоганн_ронге [2016/08/05 14:37]
Строка 1: Строка 1:
-Иоганн Ронге (Johannes Ronge) (1813-1887) – немецко-католический священник,​ свободомыслящий,​ основатель движения «немецких католиков». ​ 
-{{ ::​portraits-121-1-121_krue_0186_p_900.jpg?​nolink&​200|}} 
- 
-====== Вехи жизни и творчества ====== 
- 
-Иоганн Ронге родился 16 октября 1813 года в крестьянской семье. С 1827 года Ронге учился в гимназии в Нейсе, в 1837 году поступил в Вроцлавский университет. С 1839 года он посещал семинар для священников (Priesterseminar),​ а в 1841 году во Вроцлаве был посвящен в сан. Затем служил католическим капелланом в городе Гродкув в Силезии,​ где и написал в 1843 году анонимную критическую статью «Рим и вроцлавский соборный капитул» («Rom und das Breslauer Domkapitel») в адрес Ватикана,​ после чего был отстранен от службы и был вынужден устроиться на работу в качестве частного учителя. ​ 
- 
-К началу 40-х годов относится оппозиционное брожение среди католиков Германии. Непосредственным поводом,​ приведшим к созданию движения «немецких католиков»,​ стало открытое письмо (1 октября 1844 г.) Иоганна Ронге [12, S. 562] трирскому архиепископу Вильгельму Арнольди по поводу устроенного в Трире торжественного поклонения Ризе Господней. В этом письме он осудил «христианское идолопоклонство,​ питающее суеверие и фанатизм». Его полемическое письмо,​ напечатанное тиражом в 50 тысяч экземпляров и распространяемое либеральной прессой,​ со словами «Его плащаница,​ епископ Трирский Арнольди,​ принадлежит его палачам!» [Brief an Bischof Arnoldi von Trier, S. 19] и с призывом сплотиться в борьбе с тиранической силой римской католической церкви,​ нашло живой отклик и восторженное одобрение,​ как среди католиков,​ так и среди протестантов. ​ 
-Полемика Ронге против трирского паломничества объединила религиозные,​ социальные и политические мотивы тогдашней общественной критики,​ и благодаря этому вызвала неслыханный общественный резонанс. Ронге упрекал католическую церковь в том, что она «обманывает религиозные чувства людей и материально эксплуатирует их. Тысячи людей из простонародья и так уже пребывают в чудовищной бедности;​ угнетенные,​ невежественные,​ суеверные и отчасти погрязшие в безнравственности тратят свои деньги на паломничество,​ а клир без стеснения примиряется с этим, невзирая на их чудовищную нужду» [2, S. 27]. 
- 
-Протест Ронге против выставления в Трире на всеобщее обозрение Туринской плащаницы в 1844 году дал толчок к отпадению либеральных католиков от католической церкви. В итоге представители критически настроенного духовенства обеих официальных церквей Германии – католической и протестантской – основали так называемые свободно-религиозные общины,​ которые одновременно являли собой центры либерального буржуазно-демократического оппозиционного движения [7, S. 21]. 
- 
-К этому времени (октябрь 1844 год) викарий Иоганн Черский – второй лидер движения немецких католиков – основал независимую от Рима Христианско-апостольско-католическую общину в Шнайдемюле (ныне Пила) в провинции Познань. ​ 
- 
-В начале 1845 года под влиянием Ронге была учреждена Христианско-немецко-католическая община в Бреслау. ​ 
- 
-С 1845 по 1847 годы Ронге совершил серию поездок по различным уголкам Германии,​ где его приветствовали как нового Лютера. «Слава о тебе прозвучала во всех областях Германии,​ где разум стал свободным… твое имя когда-нибудь будет светить так же ярко и чисто, как имя Лютера» [4, S. 68], – приводит оценку деятельности Ронге его современниками историк свободомыслия Бо Хальберг. ​ 
- 
-В свою пятую длительную поездку по землям Вюртемберга,​ Бадена и Гессен-Дармштадта Ронге собрал на проповедь (23 сентября 1845 года) в готическом соборе города Ульма (Ulmer Münster) более 15 тысяч человек [11, S. 28]. Вокруг Ронге развернулся настоящий культ личности:​ его портрет красовался на курительных трубках,​ на кисетах для табака,​ на носовых платках [3, S. 89]. 
- 
-Успех движения немецких католиков имел и политические причины. Религиозные и политические мотивы в немецком католицизме были тесно переплетены. После восшествия на прусский престол короля Фридриха Вильгельма IV в 1840 году консервативные тенденции усилились. Цензура стала более строгой,​ был приостановлен выпуск ряда либеральных газет. Одновременно с этим экономика приходила в упадок,​ увеличивалась безработица,​ происходило постоянное повышение цен на продукты питания. Нарастало социальное недовольство. В 1844 году правительство использовало войска для подавления восстания силезских ткачей. Из лагеря либералов и демократов,​ к которому принадлежал Ронге, все сильнее раздавалась критика в адрес монархической системы и политики Ватикана. По Германии прокатилась волна политических выступлений под лозунгами большей религиозной терпимости,​ свободы печати,​ отмены экономических ограничений. 
- 
-Из переписки Ронге с Робертом Блюмом мы узнаем о двух формах выражения стремления к свободе,​ которым Ронге был верен до конца своей жизни: «У нас должен быть лозунг,​ в котором заключается наша сила и который звучит как «отделение от Рима», и мы должны сплотиться вокруг творческой идеи создания «свободной немецкой национальной церкви» [4, S. 74]. Без этого либерального национализма первоначальный немецкий католицизм не может быть правильно понят. ​ 
- 
-Ронге считал,​ что путь к освобождению народа пролегает через свободные общины,​ исходил из того, что социализм внутренне присущ свободно-религиозному движению. «Движение Ронге» принадлежало к левому крылу немецких католиков. Его сторонники хотели посредством социализма без насилия («культ любви») и воплощения принципов демократии в своих общинах («религия – настоящая жизнь») реализовать царство Божье на земле. ​ 
-Революционная ситуация в Европе содействовала росту популярности свободно-религиозного движения. В 1847-48 гг. «немецкий католицизм» охватывал почти 100 тысяч последователей в 259 общинах. Он распространился практически во всех частях Германии,​ особенно в Саксонии и Гессене. 
-После революции,​ к концу 50-х годов, как писал участник этих событий Фердинанд Кампе, движение стихло и сократилось до 100 общин, 10 из которых были свободно-протестантскими [8, S. 371]. Обеим официальным церквям были возвращены прежние привилегии. Во многих частях страны свободно-религиозное движение было запрещено,​ а его сторонники подвергались преследованиям. ​ 
- 
-Судьба большинства лидеров движения оказалась сходной;​ все они подверглись преследованиям со стороны властей. Ронге, призывавший в 1848 году к вооруженному восстанию против короля Пруссии,​ был вынужден бежать в Англию,​ где он и его жена Берта Ронге организовали детский приют в Манчестере,​ а затем в Лидсе. В Германию он смог вернуться по амнистии только в начале 1861 года. 
- 
-Вскоре после приезда в 1862 году Ронге написал книгу «Национальное движение и религиозные реформы» («Die nationale Bewegung und die religiöse Reform»), в которой дал свою оценку современным государственно-конфессиональным отношениям в Германии,​ в либеральном ключе предложил способ их реформирования. ​ 
- 
-В 1863 году он основал во Франкфурте на Майне общество религиозных реформ. В последующие годы он совершал многодневные лекционные поездки по Германии с целью популяризации свободно-религиозного мировоззрения,​ призывая к основанию новых свободных общин и детских садов. ​ 
- 
-Умер в Вене в 1887 году. Был похоронен на свободно-религиозном кладбище во Вроцлаве,​ принадлежащем первой свободной общине,​ которую он основал в 1845 году. ​ 
- 
-====== Основные сочинения ====== 
- 
-(приводятся сочинения по религиоведческой проблематике) 
-  *  Ronge J. Urtheil eines katholischen Priesters über den heiligen Rock zu Trier: Laurahütte bei Oppeln in Schlesien, den 1 October 1844, Laurahütte bei Oppeln in Schlesien, 1844. 
-  *  Ronge J. Rom und das Breslauer Domkapitel. Jena, 1845. 
-  *  Ronge J. The Reformation of the nineteenth century. London: E. Deutsch, 1852. 
-  *  Die nationale Bewegung und die religiöse Reform. Frankfurt/​M.,​ 1862. 
-  *  Religionsbuch für den Unterricht der Jugend in Familie und Schule in den freireligiösen,​ deutsch-katholischen und freiprotestantischen Gemeinden. Darmstadt, 1882. 
-  *  Ronge J. Johannes Ronges Brief an Bischof Arnoldi von Trier. Frankfurt a.M.: Neuer frankfurter Verlag, 1908. 
- 
- 
-====== Литература о Иоганне Ронге ====== 
- 
- 
-  - Bauer R. Ronge Johannes. Neue Deutsche Biographie (NDB). Bd 22, Duncker & Humblot, Berlin, 2005, – S. 27.  
-  - Graf F.W. Die Politisierung des religiösen Bewußtseins. Die bürgerlichen Religionsparteien im deutschen Vormärz: Das Beispiel des Deutschkatholizismus. Stuttgart: Verlag Friedrich Frommann-Günther Holzboog, 1978.  
-  - Groschopp H. Dissidenten. Freidenkerei und Kultur in Deutschland. Berlin: Dietz Verlag, 1997.  
-  - Hallberg В. Die Jugendweihe:​ zur deutschen Jugendweihetradition. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1978.  
-  - Heyer F. Johannes Ronge. Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Bd 15, Bautz, Herzberg, 1999. – S. 1205-1212. 
-  - Mueller V. Johannes Ronge und die freireligiöse Bewegung. Lenz. Neu-Isenburg,​ 2013.  
-  - Kahl J., Wernig E. Freidenker: Geschichte und Gegenwart. Köln: Pahl-Rugenstein,​ 1981.  
-  - Kampe F. Geschichte der religiösen Bewegung der neueren Zeit. Band 4. Leipzig: F. Wagner, 1860.  
-  - Klas H. Berichte und Standpunkte. Schriftenreihe für freigeistige Kultur Heft 28. Lenz. Neu-Isenburg,​ 2013.  
-  - Pilick E. Johannes Ronge. Vier Abhandlungen mit zeitgenössischen Illustrationen und ungedruckten Briefen Ronges. Rohrbach, 2015.  
-  - Rampelmann K. Im Licht der Vernunft: Die Geschichte des deutsch-amerikanischen Freidenker-Almanachs von 1878 bis 1901. Transatlantische historische Studien. Bd 13. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 2003.  
-  - Steuerwald H. Kritische Geschichte der Religionen und freien Weltanschauungen:​ eine Einführung. Neustadt am Rüb.: Angelika Lenz, 1999.