/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

йозеф_геррес [2016/07/16 18:37]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
йозеф_геррес [2016/08/05 14:37]
Строка 1: Строка 1:
-====== Иоганн Йозеф фон Геррес ====== 
-**Автор:​ Давид Дамте** 
  
-Геррес Йозеф Иоганн фон (Görres Johann Joseph von, 1766 – 1848) – немецкий теолог,​ католический мыслитель,​ писатель. 
- 
-===== Вехи жизни и творчества ===== 
- 
-{{ :​pic2.jpg?​200|}}Геррес принадлежал к числу наиболее активных в политическом плане мыслителей-романтиков. Широкую известность получили его призывы к единству немецкой нации, его планы о всеобщем мире (в том числе, о примирении христианских конфессий – сочинение «Паломничество в Трир») и о свободе человека,​ почерпнутые им из трудов французских просветителей (прежде всего Руссо) и творчески развитые в дальнейшем. Вместе с тем, Геррес,​ как и многие немецкие романтики,​ сохранял живой интерес к глубинам народной жизни, к сказаниям,​ преданиям,​ народным песням и балладам. В этом смысле его сочинения имеют прямое отношение к развитию антропологии и сравнительного исследования народных верований. 
- 
-В последнем аспекте одной из несомненных заслуг Герреса являются его сборники народных немецких песен (1806-1807 гг.), сходные с «Волшебным рогом мальчика» Ахима фон Арнима и Клеменса Брентано – мыслителей-романтиков,​ горячих поклонников немецких древностей. Большой интерес для современного исследователя представляет его «История мифов азиатского мира» (1810 г.) - первая в своем роде работа,​ написанная хотя и с теологических позиций (идея о том, что все пророки и основатели религиозных систем действовали по плану, предначертанному единым Богом в целях воспитания и возвышения человеческого рода), но ценная своим богатым фактическим материалом. В этих работах,​ в том числе, проводится идея о сходстве различных мифологических и религиозных систем,​ о единстве их ядра, которая позже станет одной из ключевых в психологических и феноменологических исследованиях религии. Геррес так выражает это сходство:​ "​Как великие формы природы повсюду одни и те же, и одни и те же волны моря, и одни и те же языки пламени,​ и один воздух,​ который ветры гонят во все стороны,​ так и великие стихии мифа повсеместно одни и те же, и именно потому что всходят они на природных стихиях"​ [1: 282 - 283].  
- 
-В приведенной цитате заключено сразу несколько значимых моментов. Во-первых,​ идея внутреннего единства природы (мира) и мифа, которые сходятся в человеке,​ преломляясь сквозь призму его индивидуальности. С другой стороны,​ мифологические системы не случайно уподобляются явлениям природы:​ первые также естественны,​ как и вторые. Самое же главное,​ что хотел сказать Геррес,​ - это единство всех религий как следствие единства их источника,​ который сроден человеческому естеству,​ но, как поясняет мыслитель далее, является сверхъестественным (и, стало быть, может найти себя, воплотиться в человеческом духе): "​вся религия в ее генезисе - это одно растение. Бог посадил его, питал его светом небесным и влагой земною,​ и оно радостно цветет,​ во все времена,​ и одна в нем жизнь , разлившаяся по всем его членам,​ и все же всякий раз, как виноградная лоза, она в своем месте и в свое время дает совсем иное вино, по-своему пылкое,​ горячее"​ [1: 284]. В духе индологических исканий своего времени Геррес подчеркивает необходимость пристального исследования наследия индийской цивилизации,​ в которой можно обнаружить истоки всех других мифологических и религиозных систем. В работе "​Немецкие народные книги"​ Геррес обращается к богатейшей сокровищнице устных народных преданий,​ которые уже стали предметом самого пристального внимания в замечательных трудах Якоба и Вильгельма Гримма. Геррес полагает,​ что именно в этих преданиях,​ рожденных в первозданной гармонии человека и природы,​ следует искать следы истинно духа нации (еще одна идея философов-романтиков) и языка и что в своей первозданности и некоторой грубости они вовсе не так малозначительны,​ как то полагали раньше [1: 277, 280, 299].  
-  
-В более позднее время, когда Геррес стал профессором Мюнхенского университета (1827 г.), вокруг него сформировался кружок единомышленников (христианско-консервативный кружок),​ в который,​ среди прочих,​ входили известный церковный историк Игнац Деллингер,​ теолог Адам Мёллер,​ философ Франц фон Баадер и который посещали французские мыслители и публицисты Монталамбер и Ламенне. В 20-е годы Геррес все больше начинает интересоваться историей христианской мистики и пишет ряд превосходных работ по этому вопросу,​ которые (как и работы по церковной истории и истории догматов упомянутого Деллингера) не утратили своего значения до сих пор. Он завершил свои исследования публикацией 4-томного труда «Христианская мистика» (1836 - 1842 гг.), где ввел свое разделение мистики на божественную (приводит человека к общению с Богом),​ естественную (ее сфера самая большая) и дьявольскую. 
- 
-На русском языке нам не удалось обнаружить сколь-нибудь значительного исследования трудов Герреса. Переводы фрагментов важнейших из его сочинений дают общую картину его мысли и могут быть весьма полезны для исследователей-религиоведов. 
-===== Основные сочинения ===== 
- 
-**На русском языке** 
- 
-1. Геррес Й. Отрывки из сочинений. Пер. с нем. А.В. Михайлова / Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство,​ 1987. С. 45 – 345 (В этом сборнике даны извлечения из следующих сочинений:​ «Афоризмы об искусстве»,​ «Афоризмы об органономии»,​ «Сполохи и другие статьи из журнала «Аврора»»,​ «Экспозиция физиологии»,​ «Немецкие народные книги»,​ «Мифология азиатского мира», Рецензии из «Гейдельбергских ежегодников»,​ «Времена Рунге»,​ «Волшебный рог мальчика»,​ «О сочинениях Жана Поля Фридриха Рихтера»,​ Рецензия перевода Оссиана,​ «Кёльнский собор»,​ «Старонемецкие песни»). ​ 
- 
-2. Геррес Й. Магия как основа мира. Пер. с нем. В. Соколова / Герметизм,​ магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. М.: Канон +, 1999. С. 804 – 841. 
- 
-**На немецком языке** 
- 
-3. Görres J. Gesammelte Schriften. Hrsg. im Auftrag der Görres-Gesellschaft von Wilhelm Schellberg, Adolf Dyroff und Leo Just. Bände 1–16. Köln, 1926–1939 (Fortgeführt von Heribert Raab: Band 17 und 2 Ergänzungsbände. Paderborn: Schöningh, 1985–2006) (Это собрание на данный момент является наиболее полным собранием сочинений Герреса).