/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следующая версия
Предыдущая версия
каль_иоахим [2015/12/25 22:48]
valeria_sleptsova создано
каль_иоахим [2016/02/06 10:51]
valeria_sleptsova [Основные сочинения]
Строка 5: Строка 5:
 Йоахим Каль (Joachim Kahl, род. 1941) – немецкий философ,​ критик религии,​ один из наиболее влиятельных представителей гуманистического движения Германии,​ один из теоретиков Гуманистического союза Германии,​ автор оригинальной концепции – «светский гуманизм». ​ Йоахим Каль (Joachim Kahl, род. 1941) – немецкий философ,​ критик религии,​ один из наиболее влиятельных представителей гуманистического движения Германии,​ один из теоретиков Гуманистического союза Германии,​ автор оригинальной концепции – «светский гуманизм». ​
  
-====== Биография и творчество ​======+===== Биография и творчество =====
  
 Йоахим Каль родился в 1941 году в Кёльне. Получил степень доктора богословия в Марбургском{{ :​800px-joachim_kahl-kopf-klein.jpg?​200|}} университете в 1967 году после защиты диссертации на тему «Философия и христология в идеях Фридриха Гогартена» («Philosophie und Christologie im Denken Friedrich Gogartens»). Вскоре после защиты диссертации он отошел от христианской веры и покинул Евангелическую церковь Германии. Каль описывает свой путь к атеизму,​ причины отказа от веры в своей книге «Нищета христианства или оправдание гуманности без Бога» («Das Elend des Christentums oder Plädoyer für eine Humanität ohne Gott») (1968). Вскоре после защиты диссертации по богословию Каль продолжил обучение в Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. Там он сосредоточился на изучении философии,​ социологии и политологии. Во время обучения в университете Каль стал убежденным марксистом. После окончания обучения во Франкфурте Каль вернулся в Марбург,​ где защитил диссертацию «Содержание,​ Анализ и Критика критики идеологий Эрнста Топиша». В 1975 году Каль получил степень доктора философии. В 1974-1984 гг. преподавал философию в Марбургском университете. В то же время Каль был спикером Марбургского и Гесского комитетов против «запрета на профессии» (запрещение занимать должности в государственных учреждениях по политическим мотивам). Между 1982 и 1990 гг. Каль работал консультантом по образованию в «Союзе свободы совести Нюрнберга» («Bund für Geistesfreiheit Nürnberg») – светской и культурной организации,​ ориентированной на принципы просвещения и гуманизма. Работа в либеральной организации,​ а также объединение Германии повлияли на его мировоззрение и привели к отходу Каля от марксизма. Размышления о причине этого отхода приведены в его книге «Светский гуманизм:​ философия для нашего времени» («Weltlicher Humanismus. Eine Philosophie für unsere Zeit»). В эпилоге своей книги, которая озаглавлена «Как я стал тем, кто я есть», Каль пишет, что он попадался на «существенные идеологические уловки» дважды в жизни, имея в виду приверженность христианству и марксизму. Тем не менее, после его «прощания с марксизмом» он не перешел в другой лагерь;​ вместо этого с тех пор он признал свою ответственность за «эклектизм как самостоятельный выбор»,​ и в этом он «следует Сенеке – что правдиво,​ то я присваиваю» [1, S. 243]. Йоахим Каль родился в 1941 году в Кёльне. Получил степень доктора богословия в Марбургском{{ :​800px-joachim_kahl-kopf-klein.jpg?​200|}} университете в 1967 году после защиты диссертации на тему «Философия и христология в идеях Фридриха Гогартена» («Philosophie und Christologie im Denken Friedrich Gogartens»). Вскоре после защиты диссертации он отошел от христианской веры и покинул Евангелическую церковь Германии. Каль описывает свой путь к атеизму,​ причины отказа от веры в своей книге «Нищета христианства или оправдание гуманности без Бога» («Das Elend des Christentums oder Plädoyer für eine Humanität ohne Gott») (1968). Вскоре после защиты диссертации по богословию Каль продолжил обучение в Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. Там он сосредоточился на изучении философии,​ социологии и политологии. Во время обучения в университете Каль стал убежденным марксистом. После окончания обучения во Франкфурте Каль вернулся в Марбург,​ где защитил диссертацию «Содержание,​ Анализ и Критика критики идеологий Эрнста Топиша». В 1975 году Каль получил степень доктора философии. В 1974-1984 гг. преподавал философию в Марбургском университете. В то же время Каль был спикером Марбургского и Гесского комитетов против «запрета на профессии» (запрещение занимать должности в государственных учреждениях по политическим мотивам). Между 1982 и 1990 гг. Каль работал консультантом по образованию в «Союзе свободы совести Нюрнберга» («Bund für Geistesfreiheit Nürnberg») – светской и культурной организации,​ ориентированной на принципы просвещения и гуманизма. Работа в либеральной организации,​ а также объединение Германии повлияли на его мировоззрение и привели к отходу Каля от марксизма. Размышления о причине этого отхода приведены в его книге «Светский гуманизм:​ философия для нашего времени» («Weltlicher Humanismus. Eine Philosophie für unsere Zeit»). В эпилоге своей книги, которая озаглавлена «Как я стал тем, кто я есть», Каль пишет, что он попадался на «существенные идеологические уловки» дважды в жизни, имея в виду приверженность христианству и марксизму. Тем не менее, после его «прощания с марксизмом» он не перешел в другой лагерь;​ вместо этого с тех пор он признал свою ответственность за «эклектизм как самостоятельный выбор»,​ и в этом он «следует Сенеке – что правдиво,​ то я присваиваю» [1, S. 243].
  
-====== Светский гуманизм ​======+===== Светский гуманизм =====
  
 Монография «Светский гуманизм:​ философия для нашего времени» появилась в 2005 году. Ориентируясь на широкую читательскую аудиторию,​ Каль стремится в этой книге популяризовать свой подход и предлагает ее как «путеводитель особого рода», как «приглашение в страну философии». Под философией он понимает духовную сферу жизни общества,​ которая раскрывается «как только мы вопрошаем об истине». В собственном смысле слова, философия – это «общечеловеческая сущностная способность»,​ а именно «возвращение к сущности жизни». Основной движущей силой всякой философии,​ по Калю, является «постановка вопросов,​ вызывающих удивление и сомнение» [1, S. 1]. Они могут возникать из трех типов человеческого опыта: из переживаний пограничных ситуаций,​ или же, наоборот,​ из банальности повседневности,​ и, наконец,​ из восприятия непрочности мира и хрупкости человеческого существования [1, S. 4].  Монография «Светский гуманизм:​ философия для нашего времени» появилась в 2005 году. Ориентируясь на широкую читательскую аудиторию,​ Каль стремится в этой книге популяризовать свой подход и предлагает ее как «путеводитель особого рода», как «приглашение в страну философии». Под философией он понимает духовную сферу жизни общества,​ которая раскрывается «как только мы вопрошаем об истине». В собственном смысле слова, философия – это «общечеловеческая сущностная способность»,​ а именно «возвращение к сущности жизни». Основной движущей силой всякой философии,​ по Калю, является «постановка вопросов,​ вызывающих удивление и сомнение» [1, S. 1]. Они могут возникать из трех типов человеческого опыта: из переживаний пограничных ситуаций,​ или же, наоборот,​ из банальности повседневности,​ и, наконец,​ из восприятия непрочности мира и хрупкости человеческого существования [1, S. 4]. 
Строка 27: Строка 27:
 Подведя итоги, можно сказать,​ что сочинение Каля касается множества тем из разных разделов философии;​ спектр мыслителей,​ которыми он вдохновляется,​ простирается от античности до современности. Однако такая всенаправленность позволяет затрагивать некоторые темы лишь поверхностно. По этой причине никакой частный онтологический,​ метафизический или гносеологический вопрос не является ведущим в книге, Каль скорее рассматривает «бытие как целое». Так, в его относительно краткой книге вмещается обоснование монизма и натурализма,​ вопрос о Боге, ответ на вопрос о смысле,​ соображения о диалектике и о причинности,​ комментарий к «центральной проблеме этики»,​ набросок современного идеала личности,​ а также доводы в защиту дружбы и брака. Подзаголовок его книги – «философия нашего времени» – нужно понимать в этом смысле как попытку сформулировать основные ответы на ключевые вопросы истории философии,​ исходя из сегодняшней перспективы. Несмотря на широкий охват рассматриваемых проблем,​ Каль так и не дает определения светского гуманизма. Подведя итоги, можно сказать,​ что сочинение Каля касается множества тем из разных разделов философии;​ спектр мыслителей,​ которыми он вдохновляется,​ простирается от античности до современности. Однако такая всенаправленность позволяет затрагивать некоторые темы лишь поверхностно. По этой причине никакой частный онтологический,​ метафизический или гносеологический вопрос не является ведущим в книге, Каль скорее рассматривает «бытие как целое». Так, в его относительно краткой книге вмещается обоснование монизма и натурализма,​ вопрос о Боге, ответ на вопрос о смысле,​ соображения о диалектике и о причинности,​ комментарий к «центральной проблеме этики»,​ набросок современного идеала личности,​ а также доводы в защиту дружбы и брака. Подзаголовок его книги – «философия нашего времени» – нужно понимать в этом смысле как попытку сформулировать основные ответы на ключевые вопросы истории философии,​ исходя из сегодняшней перспективы. Несмотря на широкий охват рассматриваемых проблем,​ Каль так и не дает определения светского гуманизма.
  
-====== Основные сочинения ​======+===== Основные сочинения =====
 (приводятся сочинения по религиоведческой проблематике) (приводятся сочинения по религиоведческой проблематике)
  
-  - Kahl J. Weltlicher Humanismus: ei  - ne Philosophie für unsere Zeit, Berlin [u.a.]: Lit, 2007. – 260  .+  - Kahl J. Weltlicher Humanismus: ei  - ne Philosophie für unsere Zeit, Berlin [u.a.]: Lit, 2007. – 260 S.
   - Kahl J., Wernig E. Freidenker: Geschichte und Gegenwart. Köln: Pahl-Rugenstein,​ 1981. – 204 S.   - Kahl J., Wernig E. Freidenker: Geschichte und Gegenwart. Köln: Pahl-Rugenstein,​ 1981. – 204 S.
   - Kahl J. Das Elend des Christentums oder Plädoyer für eine Humanität ohne Gott. Reinbek b. Hamburg: Rowohlt, 1968. – 154 S.    - Kahl J. Das Elend des Christentums oder Plädoyer für eine Humanität ohne Gott. Reinbek b. Hamburg: Rowohlt, 1968. – 154 S.