/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

карл_август_шпехт [2015/12/05 21:14]
ekaterina_korostichenko [Кредо фрайденкеров]
карл_август_шпехт [2016/08/05 14:37]
Строка 1: Строка 1:
-Карл Август Шпехт (Karl August Sprecht) (1845–1909) – немецкий философ,​ публицист,​ один из основателей Немецкого союза свободомыслящих (Der Deutsche Freidenkerbund,​ DFB) – первой буржуазной атеистической организацией,​ полностью порвавшей с религиозными представлениями,​ которые были все еще сильны в свободно-религиозных общинах. ​ 
- 
-====== Жизнь и творчество ====== 
-{{ :​img_2275.jpg?​nolink&​200}} 
-Карл Август Шпехт родился в 1845 году в Швайне в Тюрингии. Был реактором печатного органа Немецкого союза свободомыслящих журнала «Das Menschentum» («Гуманность»),​ выпускал бюллетень «Freie Glocken» («Свободный колокол»). С 1872 года в Готе Шпехт издавал «Freidenker Almanach – Freireligiösen Kalender»(«Альманах вольнодумцев – свободно-религиозный календарь»). К сожалению,​ более подробная биография,​ а также оригиналы немногочисленных сочинений Шпехта недоступны. Его наследие состоит из нескольких книг и прочитанных им докладов,​ оформленных в небольшие брошюры. Программное сочинение Карла Августа Шпехта – доклад «Prinzipien und Ideale des Freidenkerthum» («Принципы и идеалы свободомыслия») – отражает официальное кредо вольнодумцев из Немецкого союза свободомыслящих. ​ 
- 
-//Илл.: Обложка доклада Шпехта «Prinzipien und Ideale des Freidenkerthum»//​ 
- 
-====== Кредо фрайденкеров ====== 
- 
-Шпехт пишет: «Мы ищем источники истины не в слепой вере, а в природе,​ разуме и постоянно расширяющемся знании людей; на истине и на науке мы базируем свою мораль и нравственность» [1, S. 24]. Кредо отражает прогрессивно новый взгляд на понимание религии,​ отличный от понимания сторонников свободно-религиозного мировоззрения. Карл Шпехт, открыто критиковал их взгляды. Он упрекал сторонников свободно-религиозного мировоззрения в том, что они не окончательно отмежевались от церковной ортодоксии,​ что их внутренняя обрядность,​ соблюдаемая ими в общинах,​ не сильно отличается от церковных таинств. Шпехт в своем докладе также обращал внимание на то, что многие свободомыслящие опасаются,​ что под видом свободно-религиозного движения распространяется новая разновидность поповщины,​ подчеркивал несовместимость терминов «немецко-католический» и «свободно-религиозный». Однако Шпехт признавал и положительные заслуги свободно-религиозного движения в продвижении идей свободомыслия,​ а позже поддержал утвержденную на конгрессе подавляющим большинством голосов резолюцию,​ в которой была выражена надежда на дальнейшее плодотворное взаимодействие свободных общин и DFB.  
- 
-Для подтверждения этой мысли приведем соответствующий фрагмент из доклада Карла Шпехта: ​ 
- 
-//«Мы убеждены,​ что настоящую истину можно найти в книге природы только благодаря неустанному и усердному научному исследованию,​ и что, только опираясь на надежное познание природы,​ можно обосновать жизненные принципы и мировоззрение,​ удовлетворить духовные и материальные потребности индивидов и стремиться к прогрессу общества,​ к истинной цивилизованности и улучшению человеческой природы. Также не в слепой вере, но в природе,​ в разуме,​ в прогрессирующем стремлении к познанию человека мы ищем источники истины,​ и на истине и науке мы базируем свою мораль или нравственность. Для фрайденкера наука не мертвое и бессодержательное понятие,​ которым он по случаю хвастливо разбрасывается,​ но убедительная говорящая книга, чьим содержанием он пользуется в жизненных ситуациях. Опираясь на законы природы,​ он не блуждает в облаках,​ он ищет величие не по ту сторону природы и человечества,​ но в их пределах. Он чувствует себя как часть, принадлежащая всему миру как целому,​ как звено длиной цепи явлений» [1, S. 24]. Шпехт связывает проблемы мировоззрения с социально-политическими задачами,​ которые,​ правда,​ звучат несколько абстрактно:​ «Наше мировоззрение не только находится в прекрасной гармонии с разумом и научным познанием природы,​ но оно также удовлетворяет стремлению человека к счастью. Наше мировоззрение – присвоение человеком «неба»,​ осуществление рая на земле. Мы добиваемся для всех людей свободы,​ безбедности и доступности образования,​ освещенной солнцем истины,​ добра и красоты»//​ [1, S. 25-26]. ​ 
- 
-Карл Шпехт не видел в атеизме позитивной программы. Он, как и многие другие фрайденкеры,​ избегал называть себя «нерелигиозным» (Nichtreligiös),​ «неверующим» (Ungläubig) или «атеистом» (Atheist). Это было связано с тем, что фрайденкеры,​ несмотря на прогрессивность своих идей, все еще опасались общественного осуждения,​ не хотели,​ чтобы их убеждения считали «безнадежными» и «лишенными идеалов»,​ а их самих упрекали бы в безнравственности. Шпехт в своем докладе упрекал атеизм в том, что он не способен стать проектом самостоятельной позитивной этики, усматривая наличие подобной этики в «кредо фрайденкеров»:​ «Фрайденкер имеет определенную «веру»,​ правда,​ она сильно отличается от слепой веры теологизма. В то время как теологизм возводит в принцип Gredo guia absurdum est, гуманизм,​ напротив,​ своей путеводной звездой выбирает здравый смысл. Итак, вера фрайденкера – не всякая слепая вера, которая противоречит здравому смыслу и научному познанию,​ и вследствие этого достаточно часто перерастает в фанатизм,​ действует методами пыток и истязаний,​ – вера фрайденкера сознательна,​ считает истиной только то, что находится в согласии с научным исследованием и научным познанием». ​ 
- 
-Приведем более развернутую формулировку «религиозных» воззрений фрайденкеров,​ изложенную в докладе Шпехта «Prinzipien und Ideale des Freidenkerthum»: ​ 
- 
-//​«Фрайденкер верит, например,​ в бесконечный мир, который не был сотворен антропоморфной внеземной сущностью или богами,​ он существовал извечно,​ он есть и был всегда и только форма его бытия постоянно изменяется. Фрайденкер верит в природу,​ к которой мы сами принадлежим как часть бесконечного целого,​ чьи бесконечные формы – от космических тел до инфузорий нужно понимать в постоянном становлении и изменении,​ в расцвете и увядании. Фрайденкер верит в законы природы. Фрайденкер верит в способность человека к совершенствованию,​ в культурный и духовный прогресс человечества… Фрайденкер верит в действенность естественной и чистой морали,​ в необходимость делать добро ради добра и воздерживаться от совершения зла, опираясь при этом на естественнонаучные факты и требование разума,​ а не на противоречащие здравому смыслу предания и сказки. Эта мораль апеллирует не к эгоизму человеческой природы,​ но к благородным порывам в человеке. Фрайденкер верит в силу справедливости. Фрайдекер верит в силу всеобщего права. Фрайденкер верит, что благодаря опоре на науку и здравый смысл заблуждения и химеры покинут все области духовной жизни… Итак, в нашем кредо нет таких догм, которые бы противоречили здравому смыслу и науке. Кроме того, мы боремся со всем тем, что не может выдержать суда здравого рассудка и научного познания,​ со всем, что способствует конфессиональной вражде и раздорам,​ подавляет разум, затемняет и упрощает,​ поощряет лицемерие и ханжество и отдаляет людей от их истиной задачи в жизни. Однако мы уважаем честную убежденность наших соратников и противников и никогда в нашей мощной борьбе не используем того оружия,​ которое на протяжении многих столетий компрометировало представителей теологизма»//​. 
- 
-====== Основные сочинения ====== 
- 
-(приводятся сочинения по религиоведческой проблематике) 
-  - Prinzipien und Ideale des Freidenkerthum. Freidenker. 2008. – Nr. 1-08. – S. 23-28. 
-  - Specht K.A. Prinzipien und Ideale des Freidenkerthums. Gotha, Stollbergsche Buchdruckerei,​ 1889. – 16 P. 
-  - Specht K.A. Freies Denken. Gotha: Stollbergsche Buchdruckerei,​ 1888. – 16 P.  
-  - Specht K.A. Populäre entwickelungsgeschichte der Welt. Gotha, Stollberg, 1889. – 458  P.