/

Луи де Валли-Пуссен

Автор: Екатерина Середа

Луи Этьен Жозеф Мари де ла Валли-Пуссен (Louis de La Vallée-Poussin, 1869-1938) - бельгийский индолог, исследователь буддизма. Известен благодаря тому, что занялся филологическими изысканиями, позволившими обратить внимание буддологии не только на тексты пали, но также на тексты языков северного буддизма - санскрита, тибетского.

Издал и редактировал несоклько важных трудов серии «Bibliotheca Indica» (Калькутта), и «Bibliotheca Buddhica», Санкт-Петербург, в том числе, Панчакарму, Мадхьямика-сутры Нагарджуны, также занимался переводами, среди которых Абхидхармакоша Васубанду хинаянской традиции, и Виджнаптиматрасиддхи Сюань Цзана (йогачарья). Также весьма интересовался толкованием концепций нирваны и шуньяты. Луи де Валли-Пуссен также издал трехтомник по индийской истории.

Вехи жизни и творчества

Ла Валле-Пуссен родился в Льеже, где он получил начальное образование. Он учился в Университете Льежа с 1884 по 1888, получив докторскую степень в возрасте девятнадцати лет. Он изучал санскрит, пали, и Авестийские под руководством Шарля де Харлеза и Филиппа Колине с 1888 по 1890 в университете Левена, получив докторскую степень по восточным языкам в июле 1891. Переехав в Париж, он начал учебу в Сорбонне в том же году под руководством Виктора Анри и Сильвена Леви. В течение этого времени (1891-1892), он также занимал кафедру санскрита в университете Льежа. Он продолжил изучение авестийский и зороастрийские Гаты под руководством Хендрика Керна в Лейденском университете, где он также взялся за изучение китайского и тибетского. В 1893 году он получил профессуру в университете Гента по преподаванию сравнительной грамматики греческого и латыни, и занимал это положение до своей отставки в 1929 году. Луи де Ла Валле-Пуссена умер в Брюсселе.

Он сформировал дла основных подхода к изучению и изданию буддийских текстов: научные, «классические» издания, и издания переводов с толкованиями и комментариями.

Основные сочинения

На французском языке:

  • avec G. de Blonay, Contes bouddhiques, Revue de l'Histoire des Religions, Annales du Musée Guimet, ed. E. Leroux, Paris, 1892
  • Bouddhisme, études et matériaux: Ādikarmapradīpa, Bodhicaryāvatāratīkā. Éd. Luzac & co., 1898.
  • Les Conciles Bouddhiques, Extrait du «Muséon», Louvain, J.B. Istas, 1905
  • Bodhicaryavatara: Introduction a la pratique des futurs Bouddhas; pòeme de Çantideva, Paris, Librairie Bloud 1907. Traduit du sanscrit.
  • Le védisme : notions sur les religions de l'Inde, Librairie Bloud, Paris, 1909
  • Bouddhisme: opinions sur l'histoire de la dogmatique. Leçons faites à l'Institut catholique de Paris en 1908, Volume 2 de Études sur l'histoire des religions. Éd. G. Beauchesne & cie, 1909.
  • Madhyamakavatara par Çandrakirti, traduction tibétaine, St. Pétersbourg Impr. de l'Académie impériale des sciences, 1912
  • Bouddhisme, Etudes et Matériaux : la théorie des douze causes, Faculté de Philosophie et de Lettres, Université de Gand, 1913
  • L’Abhidharmakośa de Vasubandhu, Louvain, 1924
  • Documents d'Abhidharma: La controverse du temps, les deux, les quatre, les trois vérités, Bruges, Belgique: Imprimerie Sainte Catherine.
  • Documents d'Abhidharma: 2. La doctrine des refuges : 3. Le corps de l'Arhat est-il pur ?
  • Fragment final de la Nilakanthadharani en brahmi et en transcription sogdienne, avec Robert Gauthiot, Londres, 1912
  • Dynasties et histoire de l'Inde depuis Kanishka jusqu'aux invasions musulmanes, Volume 6, Partie 2 de Histoire du monde. Éd. de Boccard, 1935.
  • Études et textes tantriques Pañcakrama. Éd. H. Engelcke, 1896.
  • Indo-Européens et Indo-Iraniens: l'Inde jusque vers 300 av. J.-C., Volume 1. Éd. de Boccard, 1936.
  • L'Inde aux temps des Mauryas et des barbares, Grecs, Scythes, Parthes et Yue-tchi, Volume 6,Partie 1, Histoire du monde. Éd. de Boccard, 1930.
  • La morale bouddhique. Éd. Nouvelle librairie nationale, 1927.
  • Nirvâṇa. Éd. Dharma, 2001. (ISBN 9782864870357)
  • Vijñaptimātratāsiddhi : La siddhi de Hiuantsang. Éd. P. Geuthner, 1928.