/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

лёббок_джон [2016/01/07 03:09]
stanislav_panin [Вехи жизни и творчества]
лёббок_джон [2016/08/05 14:38]
Строка 1: Строка 1:
-====== Джон Лёббок ====== 
-**Автор:​ Виктор Барашков** 
- 
-Джон Лёббок,​ 1-ый барон Эвбери (John Lubbock, 1st Baron Avebury, 1834-1913) 
-– британский археолог,​ этнограф,​ один из первых сторонников эволюционизма в этнографии,​ создатель концепции «безрелигиозного периода» в истории человечества. 
-====== Вехи жизни и творчества ====== 
- 
-{{ :​лёббок_джон.jpg?​200|}}Джон Лёббок родился в Лондоне в 1834 году в семье банкира сэра Джона Уильяма Лёббока. Учился Дж. Лёббок в Итонском колледже,​ позже стал одним из совладельцев банка, которым руководил отец. На становление научных взглядов Дж. Лёббока оказал влияние тот факт, что поместье его отца в графстве Кент соседствовало с домом семьи Чарльза Дарвина,​ с которым он познакомился еще в детстве и стал одним из его ближайших друзей. В 23 года был избран членом Королевского общества,​ был соредактором (вместе с Т. Хаксли) «Обозрения естественной истории» (Natural History Review). Являлся президентом Лондонского Линнеевского общества (1881-1886),​ почетным доктором Оксфордского,​ Кембриджского,​ Эдинбургского и других университетов,​ попечителем Британского музея (с 1878 г.), президентом Королевского статистического общества (1900-1902). Дж. Лёббок внес значительный вклад в развитие археологии,​ в частности,​ предложил периодизацию археологических памятников,​ разделив каменный век на палеолит и неолит. Использовал как археологический,​ так и этнографический материал для реконструкции первобытной истории. Умер в 1913 году в замке Кингсгейт,​ Кент. 
- 
-Несмотря на то, что его сочинения не отличались теоретической глубиной,​ а многие положения его работ представляют сегодня только историографический интерес,​ необходимо отметить его значительную роль в утверждении эволюционистской программы в антропологии. Как отмечает А. А. Никишенков,​ Дж. Лёббок «благодаря своему энтузиазму и высокому положению в обществе и официальных академических учреждениях,​ сделал,​ пожалуй,​ не меньше,​ чем Тайлор,​ для того, чтобы идея социокультурной эволюции завоевала заметное место в общественном сознании,​ заполненном религиозными и расистскими стереотипами,​ а также утвердилась в довольно консервативной академической среде» (Никишенков А. А. История британской социальной антропологии. СПб., 2008. С. 88). 
-  
-Метод, применяемый Лёббоком к этнографии,​ часто был некритичным,​ в частности,​ он черпал факты из случайных литературных источников,​ невольно перенимая их риторику и обывательское отношение к первобытным народам. В то же время он был последователен в общих положениях эволюционизма. Он считал,​ что человеческий род представляет собой психическое единство,​ и сходные общественные институты и обычаи возникают у разных народов закономерным образом независимо друг от друга. Основным средством выявления универсальных эволюционных стадий развития человечества для Лёббока был сравнительный метод. 
- 
-Дж. Лёббок выдвинул гипотезу о существовании «безрелигиозного» периода в истории человечества,​ подтверждая ее фактами,​ содержащимися в трудах путешественников и миссионеров. Однако с развитием этнографии стало понятно,​ что термин «безрелигиозность» в их трудах был ярлыком,​ на самом деле означающим несоответствие обрядов и обычаев аборигенов ожиданиям европейцев,​ склонных называть «религией» только христианство,​ что отнюдь не означает отсутствие каких-либо религиозных представлений. Критика гипотезы Джона Лёббока и, наоборот,​ доказательство того, что религия присуща всем народам (т.е. является «универсальной») является той основой,​ на которой строились все работы ранних религиоведов (П. Д. Шантепи де ла Соссе, К. П. Тиле, К. фон Орелли и другие). 
- 
- 
-====== Основные сочинения ====== 
- 
-==== На русском языке: ==== 
- 
-  * Леббок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека:​ Умственное и общественное состояние дикарей. Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. 3-е издание. М.: УРСС, 2011. 
-  * Леббок Дж. Доисторические времена,​ или Первобытная эпоха человечества. Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. Стереотипное издание. М.: УРСС, 2015. 
- 
-==== На английском языке: ==== 
- 
-  * Lubbock John. Prehistoric Times, as Illustrated by Ancient Remains and the Manners and Customs of Modern Savages. London: Williams & Norgate, 1865. 
-  * Lubbock John. The Origin of Civilization,​ and the Primitive Condition of Man. Mental and Social Conditions of Savages. Part 1. London, 1867; Part 2. London, 1869. 
-  * Lubbock John. Marriage, Totemism and Religion. An Answer to Critics. London: Longmans, 1911. 
-  * Lubbock John. The Social and Religious Condition of the Lower Races of Man. An Address (s.l., s.d.). 
- 
- 
- 
- 
-