/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

маретт_роберт_рейналф [2016/02/17 19:23]
viktor_barashkov
маретт_роберт_рейналф [2016/08/05 14:38]
Строка 1: Строка 1:
-====== Роберт Рейналф Маретт ====== 
- 
-**Автор:​ Виктор Барашков** 
- 
- 
-Роберт Рейналф Маретт (Robert Ranulph Marett, 1866-1943) – английский антрополог,​ создатель концепции «преанимизма». 
- 
-===== Вехи жизни и творчества ===== 
- 
-Роберт Рейналф Маретт внес заметный вклад в теорию первобытных религий,​ введя в нее такие понятия,​{{ :​marett.png?​200|}} как «аниматизм» и «преанимизм». Придерживаясь в целом эволюционистского подхода («Конечная цель антрополога – не больше и не меньше – выстроить общую историю эволюции человека» (The Threshold of Religion. P. xxiv); «Религия,​ если рассматривать ее с исторической точки зрения,​ есть эволюция» (Anthropology. с. 90)), он считал,​ что в поисках «минимума религии» необходимо пойти дальше «анимистической стадии». Согласно его воззрениям,​ существовала более рудиментарная фаза, которую он назвал «преанимизмом». Теорию анимизма Тайлора (принимая ее отдельные положения) Маретт критикует за излишний интеллектуализм,​ в то время как первобытная религия «не столько вымысливается,​ сколько вытанцовывается. Иными словами,​ она развивается при определенных условиях,​ психологических и социологических,​ которые способствуют эмоциональным и моторным процессам,​ в то время как способность к формированию и восприятию идей пребывает в бездействии» (The Threshold of Religion. P. xxxi). Таким образом,​ Маретт подчеркивает эмоциональную сторону религии. Религиозные переживания – это гораздо более тонкий критерий,​ чем религиозные идеи. Независимо от того, какую концепцию происхождения религии считать истинной,​ по Маретту мы должны признавать тот факт, что «в ответ на страх, изумление и так далее (или, по крайней мере, в связи с ними), когда чувства опережают в своем появлении возможность разумного объяснения посредством «естественной» силы, в человеческом мозгу возникает мощный импульс объективировать и даже персонифицировать ощущаемое мистическое и «сверхъестественное»,​ а в человеческом сердце – импульс перевести это «сверхъестественное» в безопасную,​ или, еще лучше, благоприятную сферу путем принуждения,​ коммуникации или умилостивления» (Ibid. P. 10-11). Такое универсальное чувство Маретт обозначает термином «супернатурализм» (supernaturalism),​ независимо от того, что является объектом этого чувства – призраки и духи (анимизм) или другие силы, вызывающие религиозный трепет. Это универсальное чувство Маретт описывает как «ощущение чего-то ужасного…,​ глубоко волнующее человека и порождающее уважение,​ благоговение,​ умиротворение,​ богопочитание» (Ibid. P. 20). Маретт считает религиозное чувство «постоянной и универсальной чертой психической жизни человека;​ его сущность и подлинную природу следует искать не столько в разнообразных меняющихся идеальных конструкциях,​ сколько в неизменном основании особой эмоции,​ посредством которой человек способен ощущать сверхъестественное тогда, когда разум не справляется» (Ibid. P. 28). 
- 
-Маретт считал рудиментарную религию одной из форм опыта, принадлежащей к миру чудесного (wonder-world),​ от которого обыденный мир отделен достаточно четкой границей. Этот опыт чудесного имеет сдвоенную структуру,​ которую полностью определяют два элемента – табу и мана («Формула табу-мана как минимум определения религии»). 
- 
-Он считал,​ что как магия, так и религия – все это виды сверхъестественного:​ «магия и религия принадлежат к одному и тому же разряду человеческих переживаний – одному из двух больших разделов,​ почти двух миров, на которые человеческий опыт на протяжении всей его истории был разделен. Вместе они принадлежат к сверхъестественному миру, области «икс» нашего опыта, области сумерек сознания» (Anthropology,​ p. 92).  И далее: «Говоря о сверхъестественном,​ к магии я отношу все отрицательные аспекты,​ а к религии – все положительные» (Anthropology,​ p. 92). При этом большое место в опыте дикаря занимает и сфера обыденного:​ «Мы должны признать тот факт, что для него [дикаря],​ как для нас, естественное – это нормальный,​ обыденный мир, хоть он и гораздо более ограничен по размеру,​ чем наш…. когда он поглощен ежедневными делами,​ и все идет хорошо,​ он беспечен и счастлив,​ как дитя» (Anthropology,​ p. 93). 
- 
-Маретт выделял следующую главную функцию религии:​ «с точки зрения психологии,​ функция религии – возвращать человеку уверенность,​ когда она поколеблена кризисом» (Ibid. P. 94). В другом месте он уточняет:​ «она состоит в том, чтобы возвращать уверенность,​ когда человек растерян,​ слаб, напуган загадками этой жизни, вынужден противостоять им и побеждать их» (Ibid. P. 107). Однако Маретт для выяснения роли религии в жизни человека начинал с социологического (внешнего) рассмотрения,​ постепенно переходя к психологической (внутренней) ее роли и считал,​ что религия «имеет несколько,​ если не множество,​ причин в человеческой жизни и разуме» (Ibid. P. 104). 
- 
-Маретт исследовал искусство и религию не только современных «примитивных» людей, но и доисторического человека и считал,​ что «рудиментарная религия существовала среди древних в не меньшей степени,​ чем среди современных дикарей,​ и основные ее черты практически идентичны у тех и у этих» (The Threshold of Religion. P. 203). Говоря о вопросе интерпретации пещер, в которых обнаружены древние изображения,​ Маретт считает их доисторическими святилищами:​ «входя в эти пещеры,​ дабы воплотить свои надежды посредством священных образов,​ древний человек пересекал границу между обыденным миром и миром священным;​ и эти ритуалы,​ независимо от того, какие механизмы в них преобладали – заклинания или молитвы – были истинно религиозными,​ поскольку порождали состояние близкое к страху,​ превращая эти рисунки в удивительный источник мана» (Ibid. P. 203-204). Пути решения трудного вопроса интерпретации религиозных мотивов,​ которые могли привести людей в такие далекие места для совершения таинств,​ Маретт видел, во-первых,​ в сравнении всего того, что осталось от этой культуры позднего плейстоцена,​ и, во-вторых,​ отмечал,​ что «посильную помощь могут оказать и специалисты,​ изучающие жизнь современных нам дикарей… Для примитивного человека есть два мира: обыденный и священный. Всякий раз, когда ему требуется помощь в одном из них, он обращается к другому. Граница между ними обозначена очень отчетливо. Эту границу он пересекает обязательно ритуальным образом,​ уделяя особое внимание традиционным деталям в поведении;​ церемонии усиливают чувство,​ с которым он приближается к невидимому источнику духовной поддержки. Классифицируем ли мы эту практику как магию, или же как религию,​ мы все равно должны признать,​ что все искренние ритуалы в основе своей имеют одно общее чувство благоговейного страха» (Ibid. P. 218-220). 
- 
-Роберт Маретт – один из влиятельнейших антропологов первой половины XX века, его работы были плодотворными для обсуждения целого ряда религиоведческих проблем. Однако он был «кабинетным ученым» и сам не наблюдал проявления религиозного опыта конкретных первобытных племен,​ в чем его упрекали полевые исследователи-антропологи. Важный вклад в науку внес Маретт и как археолог:​ он руководил раскопками на острове Джерси,​ а также был одним из крупных специалистов по доисторическому искусству и религии. В связи с такой значимой ролью его работ для мирового религиоведения,​ кажется весьма странным отсутствие полных переводов трудов Маретта на русский язык. В 1998 году А.Н. Красниковым был осуществлен перевод его программной статьи «Формула табу-мана как минимум определения религии». В то же время до сих пор остаются в рукописном виде (и заслуживают публикации) качественно выполненные переводы глав из работ Маретта,​ выполненные А. И. Шкапоид для дипломной работы «Антропология религии Р.Р. Маретта». 
- 
-===== Основные сочинения ===== 
- 
-==== На русском языке: ==== 
-  * Маретт Р. Р. Формула табу-мана как минимум определения религии / Перевод с англ. А. Н. Красникова / Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: «Канон+»,​ 1998. С. 99-108. 
-  * Маретт Р. Р. Введение;​ Преанимистическая религия;​ В доисторическом святилище (главы из книги «Начало религии») / Перевод с англ. А. И. Шкапоид. Рукопись (приложение к дипломной работе «Антропология религии Р. Р. Маретта»). М., 2011. 
-  * Маретт Р. Р. Религия (восьмая глава из книги «Антропология») / Перевод с англ. А. И. Шкапоид. Рукопись (приложение к дипломной работе «Антропология религии Р. Р. Маретта»). М., 2011. 
- 
-==== На английском языке: ==== 
- 
-  * Marett R.R. The Threshold of Religion. Second edition, revised and enlarged. London: Methuen and Co. Ltd., 1914. (Первое издание – 1909 год; сборник наиболее важных ранее опубликованных статей по антропологии религии). 
-  * Marett R. R. Anthropology. New York: Holt, 1912. 
-  * Marett R. R. Mana; Magic / Hastings’s Encyclopaedia of Religion and Ethics. 1915. Vol. 8. 
-  * Marett R. R. Psychology and Folk-lore. London: Methuen and Co. Ltd., 1920. 
-  * Marett R. R. Faith, Hope and Charity in Primitive Religion. Oxford: Clarendon, 1932. (Материалы Гиффордских лекций 1931-1932 гг.) 
-  * Marett R. R. Sacraments of Simple Folk. Oxford: Clarendon, 1933. (Материалы Гиффордских лекций 1932-1933 гг.) 
-  * Marett R. R. Tylor. New York: Wiley, 1936. 
-  * Marett R. R. A Jerseyman at Oxford. Oxford: Oxford University Press, 1941. (Автобиография) 
- 
-