/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

мензис_аллан [2016/01/07 05:34]
stanislav_panin [Аллан Мензис]
мензис_аллан [2016/08/05 14:38]
Строка 1: Строка 1:
-====== Аллан Мензис ====== 
-**Автор:​ Виктор Барашков** 
- 
-Аллан Мензис (Allan Menzies, 1845-1916) – английский теолог и историк религий. 
- 
-===== Вехи жизни и творчества ===== 
- 
-Аллан Мензис – профессор библейской критики университета Сейнт-Эндрю и один из редакторов обзора теологии и философии. 
- 
-Работа А. Мензиса «История религии. Очерк первобытных верований и характер великих религиозных систем» была высоко оценена в России в конце XIX века кн. С. Н. Трубецким и переведена на русский язык в 1897 году. Названием книги подчеркивается построение общей «истории религии»,​ а не простого описания различных религий. Задачей построения истории религии (теории религии),​ согласно А. Мензису,​ была «такая группировка материала,​ при которой ясна была бы органическая связь... Изучение религиозных систем в их связи, как частей одного целого» (История религии,​ с. 2-3). Как отмечает Мензис,​ это направление к установлению единства является преобладающим во всех современных ему отраслях знания:​ «всякая наука стремится установить единство закона среди многообразия явлений,​ к которым приложим закон, собрать множество воедино,​ или, вернее,​ показать,​ как из единства возникло многообразие» (с. 3). Для этого ученый принимает постулат непрерывности развития:​ «религия есть нечто, с самого начала подверженное развитию… и лучшим методом,​ если он только окажется возможным,​ будет проследить ее движение с самого начала» (с. 5). Мензис понимал сущность религии как поклонение высшим силам, проистекающее из чувства собственной беспомощности,​ и из этого делал интересный вывод, говорящий о влиянии развития цивилизации на развитие религии:​ «по мере того, как будет меняться характер человеческих потребностей,​ будет меняться и религия. Постепенное возвышение и усложнение человеческих потребностей по мере движения цивилизации является движущей силой и для развития религии» (с. 10). «Развитие религии идет рука об руку с движением цивилизации»,​ причем религия должна отражать идеалы того общества,​ которое ее исповедует (с. 11). В соответствии с критерием усложнения человеческих потребностей,​ он выделял три основные ступени развития религии:​ племенная религия – национальная религия – личная (универсальная) религия. 
- 
-Не всеми исследователями был отмечен тот факт, что А. Мензис в основных чертах предвосхитил теорию К. Ясперса об осевом времени. А. Мензис пишет, что «некоторые эпохи были свидетельницами одновременных религиозных движений во многих странах,​ словно дух всего человечества в известную эпоху переживал одинаковый кризис мысли». Он имеет в виду 6 в. до н.э. (век Конфуция,​ Лао-Цзы,​ Гаутамы,​ Иеремии,​ Иезекииля,​ век развития греческих мистерий). Основные черты этих движений – это «стремление насадить религию в уме и в сердце и создать более глубокую связь с божеством,​ чем старинная внешняя связь – связь, основанную на общем умственном движении вперед и на духовной симпатии» (с. 334). 
- 
-===== Основные сочинения ===== 
- 
-=== На русском языке: === 
- 
-  * Мензис А. История религии. Очерк первобытных верований и характер великих религиозных систем. Перевод М. Чепинской. СПб., 1897. 
- 
-=== На английском языке: === 
- 
-  * Menzies Allan. History of Religion. A Sketch of Primitive Religious Beliefs and Practices, and of the Origin and Character of the Great Systems. London: John Murray, 1895. 
- 
- 
-