/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

ойген_древерман [2016/08/01 13:45]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
ойген_древерман [2016/08/05 14:38]
Строка 1: Строка 1:
-====== Ойген Древерман ====== 
-** 
-Автор: Давид Дамте 
-** 
- 
-Ойген Древерман (Eugen Drewermann, род. в 1940 г.). – немецкий теолог,​ психоаналитик,​ общественный деятель. ​ 
- 
-===== Вехи жизни и творчества ===== 
- 
-{{ :​zj_ul6hdzxc.jpg?​200|}}Научное творчество Древермана началось с выхода в 1977 году его фундаментального трехтомного сочинения «Структуры зла», где он подробно анализирует историю Быт 2 – 11 с нескольких точек зрения:​ экзегетической,​ психоаналитической и философской. Собственно новаторский подход Древермана раскрывается в двух последних – психоаналитическом и философском – аспектах анализа библейского текста. В этом сочинении Древерман отходит от традиционного понимания библейского текста,​ следуя традиции интерпретации мифа и библейских текстов,​ разработанной в рамках психологии бессознательного (З. Фрейд, К. Абрахам,​ Э. Джонс, О. Ранк, Т. Райк, К.Г. Юнг, Л. Сонди),​ причем его самого крайне затруднительно отнести к какому-либо из ее многочисленных направлений. Итогом скрупулезного изучения текста становится важный для Древермана как психолога (и теолога) вывод о непреходящем психологическом значении библейской истории,​ в которой описаны силы страха и связанные с ними психологические механизмы,​ создающие основной изъян человеческого бытия и порождающие отчуждение в человеческом обществе (развитие идей Кьеркегора и Сартра). В констатации такого изъяна позиции психолога и теолога близки друг другу. Поэтому данный вывод значим также с точки зрения основной идеи Древермана об интеграции психологии и теологии,​ к которому он вплотную подходит уже в «Структурах зла». ​ 
- 
-В дальнейшем развитие идей Древермана сопровождалось все большим усилением элемента свободомыслия,​ главным образом,​ антиклерикализма. Об этом свидетельствуют другие его капитальные сочинения - «Психоанализ и моральная теология» и «Клирик:​ психограмма одного идеала»,​ «Почему же это так: протокол одного осуждения»,​ - где Древерман подвергает резкой критике клерикальный образ жизни и мысли, показывает его ограниченность и неприспособленность к решению многих актуальных для современного человека проблем. Вместо того чтобы стремится к большей интеграции с психологией и другими науками о человеке для совместных поисков решения тех насущных проблем,​ которые волнуют человека,​ теолог вынужден оставаться на зыбкой почве изживших себя теоретических построений,​ в плену догматизма. Древерман в ярких красках описывает психологические условия,​ в которых живет и мыслит клирик,​ приводит типичные детские воспоминания детства таких людей, которые очень часто обращались к нему за психологической помощью. 
- 
-{{ :​J4Qq6S_Gxf0.jpg?​nolink&​200|}}Древерман полагает,​ что от интеграции психологии и теологии очень многое получают обе стороны,​ которые в таком случае смогут освободиться от одностороннего понимания человека (эмпиризм психологии и абстрактность теологических построений). Многие критические моменты,​ которые отмечает Древерман в случае успехов такой интеграции были бы сняты. Если мы рассмотрим эту идею Древермана в более широкой перспективе,​ то попытка построения диалога современного гуманитарного знания (психологии бессознательного) и теологии оказывается одной из оригинальных форм диалога научного и религиозного мировоззрения. С точки зрения Древермана,​ они не противоречат друг другу. Напротив,​ он хочет показать,​ что они могут взаимно дополнять и обогащать друг друга, как в теоретическом плане, так и в практическом отношении. Если речь идет о практике,​ то необходимой становится не только оценка психологического состояния современного человека с привлечением идей богословской антропологии (чем он занимался в «Структурах зла»), но также анализ имеющихся средств помощи,​ в первую очередь – поскольку речь идет о пастырской работе – помощи,​ оказываемой духовным пастырем и Церковью. В этом аспекте Древерман развивает проект «аналитического душепопечения» О. Пфистера,​ ставший одним из магистральных направлений развития западной теологии в XX столетии. 
- 
-Значение трудов Древермана для современного религиоведения заключается в том, что, занимаясь сравнительным анализом библейских текстов,​ мифов, сказок и связывая весь этот богатый материал с конкретными случаями из жизни современного человека (обширная психологическая практика Древермана позволяла ему делать это), он стремится раскрыть истоки религии,​ которые связывает не с навязчивыми представлениями или с развитием чувства вины, как это было в классическом психоанализе,​ а с глубинными слоями человеческой психики,​ со сферой архетипов. В этом, как и в признании психологической ценности веры в Бога, он солидарен с Юнгом и его последователями. Главным источником религии Древерман считает чувство во всех его многообразных формах и проявлениях,​ примыкая в этом пункте к длинной традиции,​ берущей свое начало в философии немецкого романтизма. Но это, как показал уже Фейербах,​ не может быть какое-либо одно чувство,​ скорее,​ речь идет о комплексе эмоциональных переживаний и не всегда осознаваемых человеческих стремлений,​ объединяемых этим общим термином. В этом широком смысле термин "​чувство"​ принимает и Древерман. А потому трудно говорить о наличии некоего универсального религиозного чувства,​ скорее,​ речь может идти об эмоциональной основе религии,​ о переживании в том широком смысле,​ какой придается этому слову со времени Дильтея. ​ 
- 
-Из этих основных элементов складывается фундамент оригинальной теолого-психологической концепции Ойгена Древермана. 
- 
-===== Основные сочинения ===== 
- 
-//На русском языке://​ 
- 
-  * Древерман О. Структуры зла. Том 2: Ягвистская история в психоаналитическом освещении. Глава 5: Динамика страха в Быт 3, 1-5 (6.7). Пер. с нем. Дамте Д.С. / Аспекты:​ Сборник статей по философским проблемам истории и современности:​ Вып. IX. Под ред. Гоноцкой Н. В., Ветушинского А.С. – М.: Воробьев А.В., 2014. – С. 176 – 214 (Перевод опубликован также на портале "​Сигма":​ [[http://​syg.ma/​@david-damte/​oighien-drievierman-struktury-zla]]). 
- 
-//На немецком языке:// ​ 
- 
-  * Drewermann E. Strukturen des Bösen. 3 Bde. – 6. Auflage. Paderborn – München – Wien – Zürich: Ferdinand Schöningh –Verlag, 1988.  
-  * Drewermann E. Tiefenpsychologie und Exegese. 2 Bde. Olten und Freiburg im Breisgau: Walter –Verlag, 1984.  
-  * Drewermann E. Psychoanalyse und Moraltheologie. 3 Bde. Mainz: Matthias - Grünewald – Verlag, 1983 – 1984. 
-  * Drewermann E. Kleriker: Psychogramm eines Ideals. – 9. Auflage. – Olten und Freiburg im Breisgau: ​ Walter – Verlag, 1990.  
-  * Drewermann E. Glauben in Freiheit oder Tiefenpsychologie und Dogmatik. Solothurn und Düsseldorf:​ Walter – Verlag, 1993.  
-  * Drewermann E. Der Herr ist mein Hirte oder: Der Kopf des Orpheus / Feuer in der Nacht. Ein Lesebuch zur Zukunft von Glaube und Kirche. – Düsseldorf:​ Patmos – Verlag, 1988. S. 36 – 48.  
-  * Drewermann E. Der tödliche Fortschritt:​ Von der Zerstörung der Erde und des Menschen im Erbe des Christentum. – 6. Auflage. – Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1990.  
-  * Drewermann E. Endlichkeit – Transzendenz / Neues Handbuch theologischer Grundbegriffe. 4 Bde. – Bd. 1. – München: Kösel – Verlag, 1984.  
-  * Drewermann E. Sünde – Schuld / Neues Handbuch theologischer Grundbegriffe. 4 Bde. – Bd. 4 – München: Kösel – Verlag, 1985. – S. 148 – 155.  
-  * Drewermann E. Reden gegen den Krieg. – Düsseldorf:​ Patmos – Verlag, ​ 1991.  
-  * Drewermann E. Wort des Heils – Wort der Heilung. Von der befreienden Kraft des Glaubens: Gespräche und Interview. – Düsseldorf:​ Patmos – Verlag, ​ 1993.  
-  * Drewermann E. Worum es eigentlich geht. Protokoll einer Verurteilung. – 2. Auflage. –  München: Kösel – Verlag, 1992.  
-  * Drewermann E. Daß auch der Allerniedrigste mein Bruder sei. Dostojewski – Dichter der Menschlichkeit. Fűnf Betrachtungen. Zürich und Düsseldorf:​ Walter – Verlag, 1998.  
-  * Drewermann E. Wozu Religion? Sinnfindung in Zeiten der Gier nach Macht und Geld. – Freiburg im Breisgau: Herder – Verlag, 2001.  
-  * Drewermann E. Wir glauben, weil wir lieben. Woran ich glaube. – Düsseldorf:​ Patmos – Verlag, ​ 2010.